Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)



Итак, если Лукасевич и Лесьневский были вынуждены изощряться в поисках синтаксических эквивалентов семантических понятий, выражающих процессы (именования, выполнения, определения), то Тарский попросту разделил процессы и результаты по языковым уровням. Успех или неуспех выражения тех или иных процессов во многом зависел от совпадения или несовпадения их направлений с направлением следования записей, состоящих из имен. Если эти направления совпадали, то последовательность имен, составленная по определенным правилам, образовывала предложение, в противном, она могла оказаться именем или агрегатом из имен, лишенным значения. Парадигму мышления в первом случае можно назвать философией предложения, во втором - философией имени. Ярким выразителем первой был Лукасевич, получивший признание как непревзойденный мастер исчисления высказываний, а также все участники его варшавского семинара. Представителем второй, противоположной парадигмы мышления были Лесьневский и Котарбинский, не имевшие большого числа последователей, что вполне может быть объяснено несовпадением направлений указанных выше процессов. Обе парадигмы - имени и предложения, - совместно составляют парадигму философии языка. Ее культивировали Твардовский и Айдукевич, сохранившие равновесие в вопросе об истинности и существовании предмета суждения, выражением которых было предложение и имя (категорематический знак) соответственно.

Представленная выше философия языка как методология науки о языке отражает одновременно историческое развитие исследований в обсуждаемой области. Поэтому последовательность событий и направления продвижения в области изучения языка можно представить в виде следующей схемы.



Теория психических актов представления (как условия вынесения суждения) и суждения Ф.Брентано (1838-1917)


В соответствии с этой схемой и последует дальнейшее изложение результатов, полученных во Львовско-варшавской школе.





§ 2. Реформаторские устремления К.Твардовского в традиционной логике.



Точкой приложения усилий в деле реформирования традиционной логики было суждение. Ко второй трети ХIХ ст. в мышлении философов прочно закрепилась общенаучная парадигма, именуемая термином «теория суждений» (Smith B.[1994]). Такое положение дел оказалось возможным благодаря иному, нежели у Аристотеля понятию суждения. А именно, в суждении Аристотеля происходит соединение или разделение понятий, представлений, выраженных субъектом и предикатом и в связи с этими действиями находится, пожалуй, более истинность суждения, нежели существование предмета суждения. Отличный от аристотелевского взгляд на суждение высказал Брентано [1874]. Для Брентано суждение является психическим актом, своеобразным действием, состоящим в утверждении либо отрицании действительности, т.е. существования некоторого предмета. Выносить суждение можно только о предмете, который мы себе представляем и поэтому необходимым условием суждения оказывается акт представления предмета, существование которого, вынося суждение, мы признаем или отбрасываем. Для таким образом понимаемого суждения не нужны два представления, о которых говорят т.н. аллогенические теории; достаточно одного представления, предмет которого является одновременно и предметом суждения.

Реформаторские концепции Твардовского связаны исключительно с теорией суждений. Вклад Твардовского [1894]в разрешение стоящих перед теорией суждений трудностей заключается в установлении параллелизма некоторых психических актов с актом суждения и выделении результата акта суждения, который мог бы служить объектом для начинающей бурно развиваться к тому времени математической логики. Новации Твардовского в теории психических актов, воспринятых им от Брентано, состояли в том, что он наряду с предметом акта ввел в рассмотрение также содержание акта и установил, что интенциональное отношение направлено к содержанию, которое и было названо имманентным предметом. Трехчленную структуру акта представления он распространил также на суждения. Здесь важно другое: если Твардовский говорит о единственном предмете общего представления и о подпадающих под общее представление предметов единичных представлений, то сохраняется ли указанный выше параллелизм актов представления и суждения в случае предметов суждений? Если да, то в суждении наличествуют два предмета - предмет общего представления и предмет единичного представления, который и судится. Действительно, предмет общего представления в актах суждения принимал различные названия, уже хотя бы потому, что «общий предмет может быть представлен только непрямым образом». Этот общий предмет в исследованиях брентанистов применительно к суждениям выступал под разными названиями, наиболее известным из которых оказалось понятие объектива.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180