Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Как было отмечено, Лесьневский использовал собственную логическую символику, в которой функторы всегда записываются перед аргументами, но в нотации используются скобки, поскольку многочисленность семантических категорий не позволяет ему полностью отказаться от разделительных знаков. Разного вида скобки выполняют не только разделительную роль, но также позволяют однозначно идентифицировать семантические категории: выражения, охваченные скобками одной формы, принадлежат к одной и той же семантической категории. Зная символы основных семантических категорий, прочие категории можно прочитать непосредственно рассматривая структуру данной формулы. Можно предположить, что оригинальная запись логических функторов у Лесьневского инспирирована аналогичной попыткой Фреге, являющегося для польского логика образцом в деле точности изложения системы. Интересно также отметить, что Лесьневский не выделял категорию операторов (кванторов, операторов дескрипции). И это вполне объяснимо, если учесть, что названная категория играет не последнюю роль в подстановочных теориях, неотступно связанных прежде всего с результатами подстановок в виде истинностных значений и ведущих свою родословную от реальных суждений, тогда как основой выбора семантических категорий для Лесьневского послужило номинальное суждение, интралингвистический процесс переименования в котором предполагает только наличие имен; в частности поэтому аргументы единичного предложения в Онтологии принадлежат к одной семантической категории, а не к разным, как следовало бы ожидать при переходе от суждения к исчислению предикатов. Область действия кванторов у Лесьневского определяется специальными скобками, которые дополнительно информируют о семантических категориях, входящих в данную формулу. Поэтому линеарная структура формулы совместно с терминологическими пояснениями содержит всю семантическую информацию про данную формулу. Глава 2. ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА Т.КОТАРБИНСКОГО §1. Метафилософские взгляды Т.Котарбинского Ранее в связи с изложением метафилософских взглядов К.Твардовского обсуждалось два подхода к определению философии - содержательный и коллективный (совокупный). Содержательное определение философии предполагает экспликацию некоего существенного свойства, отличающего ее от прочих дисциплин. Коллективное или совокупное определение философии заключается в перечислении философских дисциплин и утверждении существования совокупности, состоящей из этих дисциплин, например, логики, эпистемологии, этики, эстетики, онтологии и т.д. Во Львовско-варшавской школе широко использовался совокупный подход. Для Котарбинского это определение послужило предметом критики, ставшей причиной появления программы «малой философии», о которой будет сказано ниже. Определение философии как совокупности философских дисциплин Котарбинский считал полезным для целей практического характера, например, библиотечных, но теоретической ценности это определение якобы не имеет. Его позиция вначале [1922] была настолько радикальной, что он предлагал вовсе отказаться от употребления слова «философия». Дело в том, что отдельные философские дисциплины не образуют однородной совокупности, а некоторые из них с конкретными и точными науками связаны теснее, чем с философией. Таковой является, например, логика, в отношении которой можно усомниться, не является ли она более математикой, нежели философией. В связи со сложившейся практикой употребления термина «философия» Котарбинский задается вопросом о правомерности его использования. Кроме того, этот термин многозначен и часто означает то же, что и «теоретический». Так в некоторых странах журналы теоретической физики в своих названиях содержат прилагательное «философский». Аналогичная ситуация сложилась и с отдельными дипломами о высшем образовании, когда социолог или физик оказываются выпускниками философских отделений университетов. Но таковым будет и философ, окончивший это же отделение. Можно было бы, считает Котарбинский, определять научную степень в философии в широком понимании, и в узком, т.е. собственно философском. Но тогда не легким делом оказывается определение значения термина «доктор философии в узком смысле». Трудность состоит в том, что такой «доктор философии» не является кем-то, кто усвоил стройный комплекс проблем и их решений, поскольку история философии учит, что нет единственной философии. Кроме того, философ, специализирующийся в конкретной проблематике, должен быть специалистом и в соответствующей частной дисциплине, например, логик отчасти является и математиком, ибо в противном возникает опасность некомпетентных решений, стоящей перед ним задачи. Таким образом, оказывается, что собственно философия - это в некоторой степени произвольная совокупность проблем, а не самостоятельная наука. Котарбинский считает, что в результате различного понимания термина философия возникает путаница, весьма негативно влияющая как в сфере образования, так и в сфере научных исследований. Так представители наук, имеющих естественные связи с вопросами, рассматриваемыми философами, легкомысленно относятся к их научной деятельности, и наоборот. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|