Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Айдукевич заключает: "Тем самым логика, которую на определенном этапе мы принимаем, обязательна до тех пор, пока мы стоим на некоторой позиции, определенной понятийным аппаратом. Вместе со сменой понятийного аппарата изменяется также и логика" ([1934b], S.188).
В связи с выбором понятийного аппарата Айдукевич ставит вопрос об "истинности различных образов мира".[20] Итак, пусть X и Y используют соответственно два различных замкнутых и связанных языка Jx и Jy. Поскольку Jx и Jy взаимно непереводимы, то не существует суждения, принимаемого одновременно X-ом и Y-ом, но X и не отбрасывает ни одного суждения, принятого Y-ом, и наоборот. Образ мира, представляемый в Jx, отличен от образа мира, представляемого в Jy и образы эти не обусловливают друг друга. Возникает вопрос: какой образ мира истинен? Ответ Айдукевича весьма осторожен, поскольку в этом периоде своего творчества он еще не оперировал семантическими понятиями из-за боязни семантических парадоксов. Он попросту рассматривает ситуацию, в которой находится теоретик познания, стремящийся приписать принятым суждениям признак истинности. Но теоретик обязан пользоваться некоторым понятийным аппаратом и поэтому должен признать все предложения, к которым его приводят принятые им директивы значения языка. В конечном счете он может приписать всем принятым предложениям название "истинных". Изменение понятийного аппарата принуждает исследователя к признанию предложений, отличных от предыдущих, и их он также захочет посчитать истинными. Таким образом, теоретик познания не может занять нейтральную позицию и вынужден предпочесть некий понятийный аппарат. Следовательно, говорить об истинности можно только в данном языке, а образ мира, создаваемый в Jx, истинен только в этом языке; это же можно сказать и об Jy. Здесь следует заметить, что само понятие истинности у Айдукевича относительно и понятие "истинный" в языке Jx отличается от понятия "истинный" в языке Jy. Релятивизация Айдукевича отличается от релятивизации этого понятия в случае семантической дефиниции истинности у Тарского.[21] Различия в трактовке понятия истины у Тарского и Айдукевича обусловлены также и тем, что Айдукевич не различал язык-объект и метаязык, полагая директивы значения охватывающими также и термин "истинный", применимый к предложениям языка J. Именно в силу этого обстоятельства Айдукевич считал, что изменение понятийного аппарата влечет также и изменение значения термина "истинный". Нетрудно заметить, что при различении языка и метаязыка можно легко выдвинуть возражения против концепции истинности различных "образов мира": даже если X и Y используют различные понятийные аппараты, то в метаязыке, к которому принадлежит термин "истинный", они могут им пользоваться идентично, т.е. придавая ему одно и то же значение. После изложения своих взглядов на язык и "образ мира" Айдукевич задается вопросом о выборе понятийного аппарата: "Всякий ли [...] понятийный аппарат и все ли им образованные образы мира одинаково хороши?" ([1934b], (S.192) Определение "хороший" Айдукевич уточняет, задавая вопрос: "Для чего?" Указывая направление решения он замечает, что "в этом месте вступает [в рассмотрение] прагматизм, для которого наши окончательные выводы не будут звучать вчуже" (S.192). Если прагматизм является конечной целью, то способом его достижения для Айдукевича являются эволюционные тенденции как наиболее естественные в развитии наук. Он выделяет четыре тенденции: образование противоречивых понятийных аппаратов, стремление к рационализации, т.е. решение возможно большего числа проблем без обращения к опыту, в частности рационализация состоит в превращении гипотез в принципы, замена понятийных аппаратов с целью ликвидации неразрешимых вопросов, т.е. посредством принятия конвенций, а также предпочтение наиболее чувствительных понятийных аппаратов, т.е. таких, которые игнорируют как можно меньше опытных данных и которые различным образом реагируют на разнообразные данные опыта. Изучая эти тенденции Айдукевич не претендует ни на полноту их перечисления, ни на точность формулировок. Для него важна тенденция и в случае эпистемологии: "Если бы мы хотели различные понятийные аппараты ранжировать согласно их ценности, то предположили бы ранжирование согласно степени, в которой в них реализуются эти тенденции, причем не приписывали бы отдельным тенденциям одинаковый вес" (S.193). Таким образом, тот понятийный аппарат лучше, который максимизирует указанные тенденции и этот подход Айдукевич считает верно отражающим фактическое развитие науки. Радикальный конвенционализм можно охарактеризовать как позицию среднюю между эмпиризмом и априоризмом. Для оценки места радикального конвенционализма среди основных направлений эпистемологии можно воспользоваться представленным Айдукевичем [1947] их выделением посредством характерных свойств предложений, являющихся эффектом того или иного рода познания. Айдукевич различает предложения аналитические, эмпирические (синтетические a posteriori) и синтетические a priori. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|