Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Поэтому Айдукевич ставит своей задачей показать, что "в языке Аристотеля можно определить некоторую концепцию, невыразимую в языке Котарбинского", а именно - определить дефиницию понятия универсалии, индивида и функтора существования, который выступит в двух значения: первый раз как функтор от одного аргумента, выступающего только в роли субъекта, и второй раз - от аргумента, способного быть также и предикатом. Не будем приводить развернутой схемы рассуждений Айдукевича, обосновывающего заключения в языке Котарбинского и в языке Аристотеля, укажем только, что исходным пунктом анализа по схеме "функтор и его аргументы" служит дефиниция Лесьневским понятия предмета -"x есть предмет т. и т.т., когда для некоторого z, x есть z",- распадающегося у Айдукевича вследствие перефразирования на понятия индивида и универсалии. Вывод, к которому приходит Айдукевич, не является неожиданным: в языке Аристотеля существуют универсалии, отсутствующие в языке Котарбинского. Обнаружение описываемых различий объясняется тем, что "уточнение языка тем или иным образом приводит к выбору одного из возможных понятийных аппаратов, которые потенциально находятся в системе допустимых значений выражений естественного языка" ([1934c], S.206).
Наличие в языке универсалий тесно связано с вопросом о числе онтологических категорий. Этот вопрос, опять же путем парафразы, Айдукевич связывает с вопросом о числе наиболее общих имен существительных в естественном языке, а тем самым переводит его разрешение из плоскости онтологии в область семантики. Под наиболее общим именем он понимает такое имя "N" естественного языка, которое при определенном значении слова "есть" выполняет следующее условие: "x есть N тогда и только тогда, когда для некоторого z, x есть z", причем связка "есть" везде понимается одинаково. Каждое имя, выполняющее приведенное условие, т.е. подпадающее под понятие имени N, что то же - способное быть субъектом истинного предложения формы "x есть N", является наиболее общим именем. Поэтому - заключает Айдукевич,- "в вопросе о числе онтологических категорий речь идет о том, сколько имеется неравнозначных между собой наиболее общих имен. Очевидно, что ответ на сформулированный выше вопрос зависит от того, каким образом интерпретируется изменчивый естественный язык. Если кто-нибудь, как например Котарбинский, решится только на одно значение слова "есть", то в конечном счете тот признает только одну онтологическую категорию, или, говоря точнее, одно наиболее общее имя (наряду с его возможными синонимами)" (S.207). Описанный выше аппарат семантических категорий Айдукевич применяет в анализе реистической концепции Котарбинского, формулируемой в виде вопроса: "Каждое ли наиболее общее имя является равнообъемным с именем "вещь"?" Ответ, к которому приходит Айдукевич, достаточно категоричен: "Реизм может быть самое большее только конвенцией" (S.208). Итак, радикальный конвенционализм все же принес свои плоды, но не в семантике, а в онтологии. Произошло это вследствие трактовки понятия существования в виде процесса, выражаемого функтором "есть". Занимая конвенциональную позицию Айдукевич не может принять окончательное решение в вопросе признания той или иной онтологии. Он только указывает, что "путаница состоит в том, что создается видимость, будто все, кто использует один и тот же естественный язык, говорят одним языком, и тем самым используют выражения, в частности выражение "существует", в одном и том же смысле; создается видимость, будто бы те, кто разделяет эти взгляды действительно высказывали не согласованные суждения, тогда как эти суждения совершенно между собой не связаны, ибо принадлежат к различным и взаимно непереводимым языкам" ([1934c], S.210). Понятие категории в естественном языке можно определить как понятие семантическое, которое даже расширяется до понятия онтологической категории. Применительно к формализованному языку понятие категории является, пожалуй, синтаксическим. Именно эту сторону категории языка Айдукевич [1935] использовал для характеристики правильно построенного выражения в символике Рассела. Для этой символики категории имен и предложений остаются основными, а категория функторов - это категория логических знаков в виде дроби. Числитель этой дроби указывает на категорию, получаемую в результате соединения функтора с аргументами, а знаменатель указывает категории аргументов и их число. Так функтор конъюнкции "Щ" имеет показатель z/zz. Иерархия семантических (синтаксических) категорий неограниченно расширяется выражениями (главными функторами), имеющими все более и более сложные показатели в виде многоэтажных дробей. Айдукевич приводит простой критерий правильности выражений, или иначе - их синтаксической связности. Рассмотрим предложение "pЩq". Его отдельные составляющие имеют показатели z, z/zz, z. Последовательность этих показателей, упорядоченная слева направо, после их "умножения" имеет вид дроби zzz/zz, которая в результате сокращений сводится к показателю z. О Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|