Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
В результате такой дихотомии к дедуктивным рассуждениям Лукасевич относит вывод [wnioskowanie] и проверку [sprawdzanie], а к редуктивным - объяснение [tlumaczenie][4] и доказательство [dowodzenie].
Мотивацию построенной Лукасевичем классификации рассуждений можно обнаружить в раннем периоде его творчестве, когда им осмысливались фундаментальные вопросы естествознания и их выражение в научной теории. Он пишет: «Всякая теория рождается из рассуждения [rozumowania]. Рассуждение от того проистекает, что стремление знать редко когда находит полное удовлетворение в самом лишь наблюдении фактов, поскольку мы не только хотим знать, как выглядит данный факт, но обычно хотим также узнать его причину, предвидеть его следствия, вывести его из некоего основания и всесторонне его понять. Во всех этих случаях мы вынуждены обратиться к факторам, которые нам непосредственно не даны в чувственном или рациональном опыте, либо в памяти. Единственным выходом из тесного круга непосредственных данных является рассуждение». ([1915],S.81) Намерения Лукасевича станут более понятными, если принять во внимание то обстоятельство, что в это время он занимается проблемой детерминизма и индетерминизма, пытаясь контролировать ее решение при помощи логических рассуждений в рамках научной теории, используя при этом параллелизм понятий причины и следствия, с одной стороны, и их отражение в теории в виде понятий основания и следствия, с другой стороны. Выражениями основания и следствия в теории являются суждения, которые характеризуются Лукасевичем единственно со стороны их истинности. Однако истинность - это не единственная характеристика суждения. Другой стороной суждения является онтологический аспект, отражающий существование предмета суждения.[5] Хорошо известно, что аристотелевская силлогистика предполагает уверенность в существовании субъекта суждения, результатом совершения которого оказывается истинностная оценка. Для так определенного процесса суждения исходным пунктом оказывается существование субъекта, а целью - «истина». Но естественный язык позволяет, хотя и внешним образом, судить и в обратном направлении, предполагая вначале некое свойство предмета, а тем самым implicite его истинностную оценку, которая затем оказывается косвенным подтверждением существования предмета. Так например, в первом случае мы говорим «Роза красная», а во втором - «Красная роза».[6] Каждый из этих процессов суждения основывается на отношении следования обозначений для частей суждения слева направо, т.е. с использованием принципа линейности записи. Очевидно, что отношение следования направлено. Теперь, используя широко применявшийся Твардовским метод парафраз, можно повторить ход мыслей Лукасевича, заменяя понятие рассуждения его частным случаем, а именно - понятием суждения, а понятие следования заменить семиотическим понятием линейного следования записей. Итак, каждое суждение[7] основывается на отношении линейного следования. Мы говорим, что за субъектом S следует написание предиката P и, сохраняя здесь терминологию Лукасевича, назовем S основанием, а P - следствием.[8] Отношение следования несимметрично, т.е. оно обладает тем свойством, что отношение может быть, но не обязательно имеет место в направлении от P к S, когда оно выполняется от S к P. Переход от основания S к следствию P назовем, вслед за Лукасевичем, направлением следования. Парафраза понятия рассуждения по Лукасевичу применительно к суждению имеет следующий вид: суждением назовем такое действие рассудка, которое на основании данного термина, являющегося исходным пунктом суждения, подыскивает иной термин, являющийся целью суждения и связанный с предыдущим термином отношением следования. Переход от исходного пункта к цели суждения назовем направлением суждения. Направление процесса суждения может быть согласовано или несогласованно с отношением следования. Поэтому все суждения можно условно разделить на два больших класса: реальные суждения, в которых направление суждения согласуется с направлением следования, и номинальные суждения, в которых направление суждения противоположно направлению следования. В реальном суждении, исходным пунктом которого является существование субъекта, ищется следствие в виде истинностной оценки для данного основания; в номинальном суждении, исходным пунктом которого implicite является истинностная оценка, ищется основание для данного следствия (заключения). Для удобства изложения обозначим реальное суждение S®P, а номинальные - P® S.[9] Таким образом, парафраза на «тему Лукасевича» состоит в том, что элементом анализа рассуждения послужило не рассуждение, но само суждение с учетом его частей, а для отношения следования - отношение семиотического следования обозначений частей суждения. Деление суждений по критерию совпадения или несовпадения направления процесса суждения и его записи позволяет отнести реальные суждения к аллогенической теории, а номинальные - к идиогенической. В первой из этих теорий акцент проставляется, пожалуй более, на истинности суждения, во второй - на существовании предмета суждения. Поскольку в каждом из названных типов суждений предполагается или истинность, а целью является выражение существования предмета суждения, или наоборот - существование предмета, а целью - истинность суждения, то в каждом из них сохраняются предположения другого. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|