Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Правда, эту необходимость он узрел в онтологии, что и позволило ему закон исключенного среднего считать не логическим законом, а металогическим. Оказалось, что неаристотелевская логика требует ревизии принципа двузначности: каждое предложение является или истинным, или ложным. Пересмотр этого принципа Лукасевич совершил в известной работе "О детерминизме", являющейся его ректорской речью в 1922/23 учебном году. Он пишет: "Именно потому этот принцип и не может быть доказан, что он лежит в основании логики. В него можно только поверить, а поверит в него тот, кому он покажется очевидным. Тогда я могу этот принцип не признавать и принять, что наряду с истинностью и ложностью существуют иные логические оценки, по крайней мере еще одна, третья логическая оценка". ([1922], S.125) Комментируя высказывания Аристотеля о будущих случайных событиях (известная проблема морского боя) Лукасевич приходит к выводу, что Стагирит сомневался в универсальности принципа исключенного среднего, тогда как решительным сторонником двузначности были стоики во главе с Хрисиппом. Поэтому Лукасевич называет новую, трехзначную логику не неаристотелевской, а нехрисипповой.
Но прежде чем коснуться этой знаменитой работы отметим резонанс в философской среде, вызванный монографией "О принципе противоречия у Аристотеля". Попросту говоря, на страницах журнала "Пшегленд филозофичны" возникла дискуссия. Так Лесьневский[1912] присоединился к взгляду, что принцип противоречия требует доказательства и предложил таковое, носящее онтологический характер. У Котарбинского [1913a], в свою очередь, сомнение вызвал принцип исключенного третьего и он предложил, что наряду с предложениями ложными и истинными могут существовать неопределенные предложения, т.е. такие, которые сегодня ни истинны, ни ложны, например, предложение "завтра я пойду гулять".[27] Неопределенные предложения связаны с фактами, создаваемыми в будущем человеческой деятельностью, а их истинность вечна, но не предвечна. Отсюда, по мнению Котарбинского, ни одно суждение не может быть одновременно истинным и ложным (принцип противоречия). И вместе с тем невозможно, чтобы некое суждение не было истинным, а его отрицание было ложным, и если данное суждение не было ложным, то его отрицание было истинным, поскольку значим закон: для каждого суждения p, p истинно, либо p неистинно, или p ложно, либо p не ложно; по мнению Котарбинского последнее утверждение является ослаблением закона исключенного среднего.[28] Лесьневский [1913a] приводил аргументы в защиту тезиса, что каждая истина не только вечна, но и предвечна, а в [1913] он ставил под сомнение закон исключенного среднего. По мнению Лесьневского существуют пары предложений, которые будучи взаимными отрицаниями, являются ложными, например, "квадратный круг есть круг" и "неправда, что квадратный круг есть круг". Но Лесьневский, вопреки Котарбинскому, защищает принцип двузначности.[29] К проблемам, затронутым в "Принципе противоречия у Аристотеля" Лукасевич вернулся только в 1918 г. в упоминавшейся выше речи и в двух коротких рефератах "О понятии возможности" [1920] и "О трехзначной логике" [1920a]. Таким образом, в двадцатые годы принцип двузначности в размышлениях Лукасевича занял место принципа противоречия. Оба этих закона не могут быть доказаны и получают поэтому статус принципов, но в отличие от принципа двузначности принцип исключенного третьего не требует защиты в виде аргументов практического и этического характера, поскольку оказалось, что введение в рассмотрение более двух истинностных оценок позволяет последовательно строить логическую систему. Но наиболее значимое различие этих принципов в [1910] и последующих работах Лукасевича состояло в том, что принцип противоречия трактовался как обычный логический закон, а принцип двузначности - как закон металогический. Поэтому оказалось, что конструкция нехрисипповой логики зависит не столько от набора аксиом, сколько от решения метатеоретических вопросов, ибо когда Лукасевич писал "Принцип противоречия" он не различал логику и металогику. Сомнению подвергался логический закон (принцип противоречия) и нет ничего удивительного в том, что он получил в результате фрагмент классической логики, а не новую, неаристотелевскую логику. Значения принципа двузначности было позже выяснено в исследованиях Лукасевича, Лесьневского и Тарского. В обычном исчислении высказываний принцип двузначности сформулировать не удается. Но в более богатых логических системах, например, в Прототетике Лесьневского или в исчислении высказываний с переменными функторами принцип двузначности является теоремой. Если в таких системах принято стандартное определение конъюнкции, дизъюнкции и отрицания, то следствием принципа двузначности будут законы противоречия и исключенного среднего. Например, без принятия того, что отрицание Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|