Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

Скачать 312.37 Кбайт
Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)

По мнению автора лекций по этике детерминизм является более правдоподобным, чем индетерминизм. Твардовский отрицал также взгляд, согласно которому детерминизм делает невозможной всякую этику.

Содержание

--------------------------------------------------------------------------------

РАЗДЕЛ II. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА.


Глава 1. Рассуждение: критика оснований.



§ 1. Философия языка: философия имени и философия предложения.



Термин "философия языка" не употреблялся во Львовско-варшавской школе. В исследованиях языка использовались термины "семасиология", "семиотика", "семантика", причем наиболее распространенным был термин "семантика". Он использовался в школе в двояком значении. Чаще всего термин "семантика" понимался широко и обозначал сферу исследований, в которой изучались значения выражений языка, причем понятие значения также понималось весьма широко и попросту охватывало всевозможные функции языка. В этом широком смысле термин "семантика" приближается к сегодняшней семиотике с ее разделением на синтаксис, семантику и прагматику. Начиная с Тарского семантику стали понимать в более узком смысле, как семантику референциальную, рассматривавшую отношение между языком и тем, к чему этот язык относится.

Сегодня термин "философия языка" широко распространен. Используя его в дальнейшем изложении, будем в него вкладывать смысл, который можно обрисовать, впрочем весьма условно, как методологию изучения языка. Это значит, что нас будут интересовать прежде всего интралингвистические аспекты и их выражение в языке в виде процессов и результатов. Мы принимаем также широко распространенный тезис о связи мышления и языка, позволяющий эксплицировать в языке формы мышления, и прежде всего, правильные формы, являющиеся нормами, т.е. законами логики.: Тогда можно надеяться, что нормирование процессов рассуждения позволит установить нормы языковых форм и парадигмы их использования. Так, полагая суждение частным случаем рассуждения, мы покажем не только направление хода мыслей таких философов и логиков как Лукасевич и Лесьневский, но и обретем "равновесие" при дальнейшем рассмотрении концепций Твардовского и Айдукевича в сфере философии языка.

Классификацией рассуждений во Львовско-варшавской школе, главным образом с дидактическими целями, занимался Твардовский [1901]. Понятие рассуждения [rozumowania] Твардовский использует не для обобщения понятий «вывода» [wnioskowania] и «доказательства» [dowodzenia], а для критического их анализа. Рассуждение возникает при рассмотрении отношения двух суждений, называемых в случае следования основанием [racj] и следствием [nastpstwem], а в случае доказательства - аргументом(ми) и утверждением [tez]. Решающим фактором в разграничении следования от доказательства является определенность или уверенность в истинности основания для следования и доказательства соответственно. Таким образом, отношение суждений в рассуждении истинностнозначно ориентировано в зависимости от того, является ли «истина» целью, или исходным пунктом в рассуждении.

Взяв за основу труд Твардовского тему классификации рассуждений продолжил Лукасевич статьей «О творчестве в науке» [1912], которая в сокращенном варианте с названием «О науке» [1915] была опубликована в пособии для самообразования.[1] Хотя эта работа и не без недостатков[2] все же она позволяет рассмотреть процессы мышления в соответствии с нормой, определяющей их направление и приводящих к достоверному знанию. Лукасевич пишет, что рассуждение [rozumowanie] основывается на отношении следования [wynikania], возникающего между основанием [racj] и следствием [nastpstwem], причем отношение следования несимметрично. Переход от основания к следствию Лукасевич называет направлением следования. Тот факт, что отношение следования несимметрично, т.е. направлено имеет для теории рассуждений основополагающее значение. «Рассуждением я называю такое действие сознания - продолжает Лукасевич, - которое на основании данных предложений, являющихся исходным пунктом рассуждения, ищет иные предложения, являющиеся целью рассуждения и соединенных с предыдущими отношением следования. Переход от исходного пункта к цели рассуждения я называю направлением рассуждения»[3]. ([1915], S.82-83)

В результате оказывается, что направление рассуждения может совпадать или не совпадать с направлением следования. Используя эту особенность ориентированных отношений Лукасевич делит все рассуждения на два класса: дедуктивные рассуждения, в которых направление рассуждения совпадает с направлением следования, и редуктивные рассуждения, в которых направление рассуждения противоположно направлению следования. Таким образом, в дедуктивных рассуждениях ищут следствия для данного основания, а в редуктивных наоборот - основания для данных следствий.

Каждый из этих классов рассуждений Лукасевич делит еще на два в зависимости от того, является ли исходный пункт рассуждения определенно истинным, или неопределенно истинным, т.е. при некоторых условиях или параметрах он может оказаться ложным.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180