Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Рассуждения Котарбинского встретились с критикой Лесьневского [1913], который стремился показать, что всякая истина предвечна. Он начинает с того, что считает суждение p предвечно истинным тогда и только тогда, когда суждение p, высказанное в произвольный момент времени было истинным в предположении его настоящей истинности. Теперь предположим, что некоторое суждение p не является предвечно истинным. Это значит, что p истинно сейчас, но был такой момент t, в котором p не было истинно. Однако, если p не было истинно в t, то в этот момент было истинно суждение не-p. Суждения p и не-p взаимно противоречивы, из чего следует, что не-p сейчас ложно, поскольку, согласно предположению, p сейчас истинно. Но тогда, учитывая вечность лжи, мы получим, что это невозможно, поскольку, если уж не-p было истинно в t, то не может оно быть ложью в настоящий момент. Мы приходим к противоречию, которого – по мнению Лесьневского – достаточно чтобы показать предвечность истины. Аргументация Лесьневского убедила Котарбинского, который позже уже не защищал существования «третьих» суждений, отличных от суждений истинных или ложных. В последних работах Котарбинский неукоснительно придерживался позиции абсолютизма в теории истины. Важную роль сыграла приведенная им в «Элементах» дефиниция истины: Ян мыслит истинно всегда и только тогда, если Ян мыслит, что так-то и так обстоят дела и если при этом дела обстоят именно так. Это определение послужило Тарскому исходным пунктом в его известной работе об истине. Котарбинский сформулировал также возражения, направленные на борьбу с т.н. нигилистической концепцией истинности. Согласно этой теории термин «истинно» служит обыденным стилистическим украшением и не имеет никакого отношения к смыслу высказывания. Так происходит якобы потому, что выражение «предложение p истинно» и «p» имеют одно и то же значение. Тогда получается, что вместо «предложение «Земля круглая» истинно» можно просто сказать, что Земля круглая. Таким образом, термин «истинно» всегда можно опускать, не искажая смысл высказывания. Котарбинский [1934] показал, что так не всегда можно поступать. С этой целью он различает реальные и вербальные значения слова «истинный». Рассмотрим высказывания: Настоящая мысль Яна истинна и Мысль, что Варшава больше Кракова истинна. В первом высказывании слово «истинный» выступает в реальном значении и не может быть опущено, тогда как во втором «истинный» выступает в вербальном значении и может быть опущено. Аргументация приверженцев нигилизма была бы убедительной, если бы термин «истинный» всегда употреблялся в вербальном значении, но он функционирует также и в реальном значении, как, например, в классической дефиниции истины.[35] Несмотря на то, что работы Котарбинского об истине были фрагментарны и носили элементарный характер они сыграли важную роль в истории создания классической дефиниции истинности. § 6 Праксеология Термином «праксеология« сегодня называют науку об эффективной деятельности.[36] О приемах эффективных действий задумывались всегда, но до XIX ст. не было дисциплины, которая занималась бы этой проблематикой систематически. Правила эффективных действий обсуждались от случая к случаю в этических, методологических, экономических сочинениях, а также были представлены в виде афоризмов или пословиц. Впервые праксеологическую проблематику стали рассматривать экономисты, но лишь в контексте создания конечного продукта, или результата. [37] Общим идейным основанием праксеологии является позиция, которую Котарбинский определял термином практический реализм. Обобщенно говоря, практический реализм - это позиция, согласно которой следует считаться с реальностью при выполнении каких угодно действий. Практического реалиста отличает трезвый взгляд на окружающую действительность, учет того, что существует актуально, принятие условий и границ возможных действий, правильное определение иерархии приоритетов при формулировании правил действий в процессе их планирования. Под трезвостью взгляда Котарбинский понимает рассмотрение реальности без предубеждений, а само рассмотрение может пониматься как наблюдение, выяснение и оценивание. Трезвость не обязательно заключается в использовании исключительно приземленных мотивов. Практический реалист может руководствоваться и высокими мотивами, но лишь бы он не принимал своих мечтаний за свершившуюся действительность. Рекомендация принимать во внимание то, что актуально существует предписывает изменять существующую в данный момент действительность с точки зрения насущных потребностей, но не любых. В связи с этим практический реализм решительно противится проектам создания совершенных творений, которые не считаются с актуальными свидетельствами. О возможности достижения чего-то можно говорить в двух различных смыслах. Во-первых, нечто может быть достигнуто тогда, когда оно вообще выполнимо. Условия и возможности, с которыми согласно практическому реализму следует считаться, предполагают это первое понимание определения "возможности достижения чего-то". Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|