Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
(S.213) Сравнивая логику с шахматами, в которых фигуры по мнению Лукасевича ничего не значат, а логические знаки имеют смысл, он свою задачу видит в нахождении этого смысла "в мыслях и значениях, выражаемых знаками, хотя бы мы и не знали, что это за значения, но никак в самих знаках".(S.213) Решение Лукасевича - это компромисс, выраженный оборотом "хотя бы мы и не знали, что это за значения". Под компромисс подводится философский фундамент: "О изложенном выше я говорю как философ, не как логик. Логистика не может решить этот вопрос, ибо не является философией. Тем более ее нельзя обвинять в номинализме".(S.214) В конечном счете компромисс распространяется и на философию: "Я не отрицаю метафизики, не осуждаю философии, ни к одному философскому направлению не отношусь с предубеждением, только не признаю неряшливой работы мысли".(S.214) А поскольку дело обстоит таким образом, то не следует искать источник помыслов создания многозначных логик в философии, понимая ее как процесс или течение человеческой мысли, движущейся определенным руслом. И тогда теряется цель продвижения, философия становится теорией, что развивается от результата к результату эмпирическим путем, теряя свой метод; логика же при этом рассматривается как инструмент. Свидетельства Лукасевича на сей счет не оставляют сомнений: "Как создатель многозначных систем логики предложений я прежде всего утверждаю, что исторически эти системы не выросли на почве конвенционализма или релятивизма, но возникли на фоне логических исследований, касающихся предложений модальностей и связанных с ними понятий возможности и необходимости".(S.216-217) При таком подходе философия сужается до метафизики и приобретает исключительно научный характер. Лукасевич продолжает: "Я неоднократно задавался вопросом, утверждать ли, что существуют предложения о фактах, имеющие третье логическое значение. Логический вопрос здесь преобразуется в онтологическую проблему, касающуюся строения мира."(S.218) Поэтому никакая интерпретация третьего истинностного значения не может помочь в объяснении строения мира.
Трудность с интерпретацией истинностных значений была замечена вскоре после создания многозначных логик. Даже в отношении принципа противоречия (не говоря уже о принципе исключенного третьего) заметна несогласованность исходных позиций Лукасевича и полученных им результатов. Он пишет: "Кто бы там не хотел что-нибудь сказать плохое о многозначных логиках, все же тот не может отрицать того, что несмотря на их существование нетронутым остался принцип исключенного противоречия. Это истина безотносительная, обязывающая все логические системы под угрозой, что в случае ее преступления вся логика и вообще все научные исследования стали бы бесцельными".(S.219) На первый взгляд складывается парадоксальная ситуация: в L3 принцип противоречия не имеет места, но является "безотносительной истиной". Действительно, пусть предложение a имеет оценку 1/2 (a=1/2). Тогда в соответствии с таблицей отрицания в L3 не-a = 1/2. Конъюнкция в L3 определяется таким образом, что предложение "a и не-a"=1/2, если члены конъюнкции имеют оценки 1/2. Наконец, предложение "не-(a и не-a)"=1/2 и оно не является тавтологией L3. Однако достаточно вспомнить, что Лукасевич формулировал принцип противоречия (позже он говорил о "принципе исключенного противоречия") следующим образом: два противоречащих предложения не могут быть одновременно истинными. Это последнее утверждение вовсе не противоречит тому факту, что для a=1/2 закон противоречия не имеет места, поскольку тот факт, что a=1/2 и не-a=1/2 не означает, что a=1 и не-a=1. Поэтому для многозначных логик можно сформулировать обобщенный принцип противоречия: два отрицающих друг друга предложения не могут иметь выделенного значения и, как легко видеть, случай a=1/2 и не-a=1/2 не вступает в конфликт с обобщенным принципом противоречия. Этот случай свидетельствует только о том, что два противоречащих друг другу предложения могут обладать невыделенными значениями. Аналогично можно сформулировать и обобщенный принцип исключенного среднего: из двух противоречащих друг другу предложений одно должно иметь выделенное значение. И этот принцип не имеет места в L3, но можно представить себе систему с n> 2 (ревизия принципа двузначности), сохраняющую принцип исключенного среднего так же, как существуют двузначные системы, не являющиеся классическими; все зависит от определения логических функторов отрицания и дизъюнкции Этот вывод применительно к логическому творчеству Лукасевича не является неожиданным: тот, кто выбрал процесс точкой приложения своих усилий должен сделать его и предметом, т.е. результатом изучения. Тот факт, что уровень процессов оказался синтаксическим свидетельствует лишь о том, что язык для Лукасевича начинал выполнять роль эмпирии. Вот как он описывал тот образ, что возникал у него в связи с изучением логического синтаксиса языка: "Сколько бы я не занимался даже мельчайшими логическими проблемами, ища, например, кратчайшую аксиому импликативного исчисления, столько же и чувствую, что нахожусь рядом с какой-то мощной, неслыханно сплоченной и неизмеримо крепкой конструкцией. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|