Библиотека >> Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Скачать 312.37 Кбайт Львовско-виршивския фалософския школи (1895-1939)
Таким результатом будет оценка действия высказывания, т.е. истинностное значение "истина", или "ложь". Здесь можно заметить, что опосредующим элементом оказывается не понятие действия выполнения, а понятие оценки, истинностного значения или понятие "истинного предложения" в терминологии Тарского. Таким образом, Тарский переходит от рассмотрения результата действия к самому действию и формулирует условия, когда эти понятия оказываются эквивалентными.
Общий метод построения адекватной дефиниции истинного предложения Тарский демонстрирует на примере языка теории классов. Реконструкция этого примера отягощена техническими подробностями и поэтому абрис метода Тарского представим в языке предикатов первого порядка. Этот язык содержит перечислимое множество индивидных переменных, предикаты (произвольной, но конечной арности), логические знаки и кванторы. Как уже указывалось, основным средством при формулировании дефиниции истины является понятие выполнения пропозициональной функции последовательностью предметов из области M=, где U - непустое множество, а R - множество отношений, определенных на U. Пусть Q означает соответствие, сопоставляющее предикату Pi , принадлежащему L (в нашем случае это язык исчисления предикатов), отношение ri из R. Упомянутая выше последовательность предметов - это такая бесконечная последовательность объектов, принадлежащих U, что k-ый член этой последовательности соответствует переменной xk. Скажем, что данная последовательность c выполняет формулу Pi(x1,...,xj) тогда и только тогда, когда среди предметов В предположении, что формула Hi не содержит свободных переменных, т.е. является предложением из дефиниции выполнения сразу следует, что в этом случае Hi выполняется в M любой последовательностью или никакой. Это замечание открывает путь к генерализации дефиниции истины (правда, относительно области M, релятивизация к которой была предусмотрена в ML): Предложение Hi истинно в области M тогда и только тогда, когда предложение Hi выполняется каждой последовательностью предметов из универсума области M. Для конкретного предложения из L правая сторона дефиниции является просто переводом этого предложения в ML. И именно поэтому дефиниция истины является адекватной в смысле конвенции Т, поскольку на этом основании можно доказать любую эквивалентность, являющуюся частичной дефиницией истины; правая сторона дефиниции истины обеспечивает перевод данных предложений на метаязык. Адекватность дефиниции Тарского подтверждается рядом метатеоретических утверждений, связанных с понятием истинности. Так на основе своей дефиниции Тарский доказывает металогический принцип противоречия, металогический принцип исключенного среднего, а также утверждение, что класс истинных предложений является непротиворечивой и полной дедуктивной системой. Семантическая дефиниция истины применима к широкому классу формализованных языков, но не ко всем. В частности, она не может быть использована в языках, содержащих бесконечную иерархию логических типов, или же в Прототетике Лесьневского. К языкам этого типа относится утверждение Тарского о невозможности определения истины: (a) Как бы не был определим в метатеории символ "Vr", обозначающий некоторый класс выражений, как следствие такой дефиниции может быть получено отрицание одной из эквивалентностей, о которой говорит конвенция Т. (б) Если класс всех утверждений метатеории непротиворечив, то в этом случае невозможно сконструировать дефиницию истины в смысле конвенции Т. Тарский предполагает, что отмеченные трудности можно преодолеть двояким способом, но оба пути он считает сомнительными. Во-первых, можно принять, что в язык метатеории введен символ "Vr", а аксиомы метатеории расширены добавлением всех возможных предложений, описанных в конвенции Т; расширенный таким образом класс предложений метатеории непротиворечив, если были непротиворечивы ее предыдущие утверждения. Во-вторых, метатеорию можно усилить, добавляя правила бесконечной индукции. Но в первом случае метатеория становится неполной и неинтересной вследствие отсутствия общего утверждения об истинности, а во втором - возникает сомнение, сохраняют ли правила бесконечной индукции непротиворечивость. Таким образом, оба способа "нейтрализации" утверждения о неопределимости истины достаточно сомнительны. Немецкий перевод [1935b] работы о понятии истины содержит новые результаты. В частности там приведено утверждение о неопределимости истины в формализованной системе, содержащей арифметику натуральных чисел. Уточнил Тарский и общие условия, каковым должен удовлетворять метаязык ML с тем, чтобы в нем можно было сконструировать ("формально и материально правильную") адекватную дефиницию истины, а именно, ML должен быть языком более высокого типа, нежели L, ибо иначе в ML не удается сформулировать дефиницию истины для L. Свою концепцию истины Тарский сформулировал в тот период, когда Гедель [1931] показал, что каждая формализованная дедуктивная система, содержащая арифметику натуральных чисел, неполна. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
| ||
|