Библиотека >> Запрещенная археология
Скачать 289.02 Кбайт Запрещенная археология
Но почему? В то время, когда было сделано открытие в Чжоугоудяне, огонь и каменные орудия в основном приписывались человеку разумному или неадер- тальцам. Согласно Дюбуа и фон Кенигсвальду, на Яве не было найдено ни одного каменного орудия или признаков использования огня в какой-либо связи с пите- кантропом. Экспедиция Селенки все-таки сообщала об остатках кострищ в Трини- ле, но эта информация не получила широкого распространения. Так что, возможно, первые иследователи Чжоукоудяня специально воздержа- лись сообщать о каменных орудиях и огне, потому что они сознавали, что такие вещи могли бы изменить статус синантропа. Сомневающиеся могли бы очень хоро- шо приписать этот огонь и орудия к существу, жившему одновременно с синантро- пами, но физически и культурно более развитым, чем они, то есть отодвигая си- нантропа с его положения нового и важного предка человека. Как мы увидим, однажды случится, что орудия и следы огня станут широко известны. Например, Бреуль сказал об отношении синантропа к орудиям и следам огня: "Несколько видных ученых выразили независимое мнение о том, что это су- щество так физически далеко от человека,... что не было способно сделать то, что я только что описал. В этом случае костные останки синантропа могут рас- сматриваться как простые охотничьи трофеи, которые можно приписать, так как есть следы огня и обработки, настоящему человеку, останки которого еще не найдены." Но сам Бреуль думал, что синантроп делал орудия и разводил огонь в Чжоукоудяне. Современные исследователи стремятся подтвердить взгляды Бреуля. Синан- троп рисуется опытным охотником, который убивал каменными орудиями животных и готовил их на огне в пещере в Чжоукоудяне. У Льюиса Р.Бинфорда и Чан Кун Хо, антрополога из Университета Нью-Мехико, другой взгляд на синантропа из Чжоугоудяня. Про следы огня они сказали: "Ока- залось, что по крайней мере некоторые из них в действительности были огромны- ми скоплениями гуано в пещерах. В некоторых случаях эти большие залежи орга- нического материала могли возгораться.... Заявления о том, что человек разжи- гал и распространял огонь, не оправданы, точно также, как и заявление о том, что обгорелые кости и другие материалы появились потому, что человек гото- вил пищу." Теория Бинфорда и Хо о том, что залежи пепла в основном состоят из птичьего кала, не получила единогласной поддержки. Но их утверждения о нена- дежности общей картины пекинского человека, которая нарисована исходя из при- сутствия костей, пепла и останков гоминид на этой стоянке, достойны серьезно- го рассмотрения. Самое большее, что можно сказать про пекинского человека согласно словам Бинфорда и Хо, - это то, что он возможно питался падалью, мог или не мог ис- пользовать примитивные каменные орудия, чтобы отделять мясо от туш, оставлен- ных хищниками в большой пещере, где иногда органический материал горел в те- чение долгогих периодов. Или, быть может, сам пекинский человек был жертвой хищников, обитающих в пещерах, ибо кажется невероятным, чтобы он сам добро- вольно вошел в такую пещеру, даже для того, чтобы подобрать падаль. Следы каннибализма. 15 марта, 1934 года Дэвидсон Блэк был найден мертвым от сердечного прис- тупа за своим рабочим столом. В руке он сжимал свою реконструкцию черепа си- нантропа. Вскоре же после его смерти Франц Вейденрейк принял на себя руковод- ство Лабораторией по изучению кайнозоя и написал исчерпывающую серию отчетов об окаменелостях пекинского человека. Согласно Вейденрейку, окаменелые остан- ки синантропов, в частности, черепа, наводят на мысль, что они были жертвами каннибализма. Большинство костей гоминид, найденных в пещере Чжоукоудяня, были фрагмен- тами черепа. Вейденрейк, в частности, что у всех относительно целых черепов не хватает центральной части основания. Он заметил, что в черепах современ- ных меланезийцев "в результате церемониального каннибализма встречаются та- кие же повреждения". Помимо отсутствия частей основания черепа, Вейденрейк также заметил дру- гие признаки, которые, можно объяснить намеренным применением силы. Например, на некоторых черепах есть следы ударов такого типа, которые "могут случиться только в том случае, если кость по-прежнему была пластичной", что указывает на то, что "описание повреждения были нанесены, должно быть, в те- чение жизни или вскоре же после смерти." На некоторых из длинных костей най- денного в Чжоукоудяне синантропа тоже были следы того, что Вейденрейк назы- вал применением грубой человеческой силы - возможно для извлечения костного мозга. По поводу того, почему, в основном находили фрагменты черепа, Вейденрейк думал, что за исключением некоторых длинных костей, в пещеру вносили только головы. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
| ||
|