Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Однако существование явлений нельзя познать a priori, и, хотя
бы мы могли прийти этим путем к тому, что умозаключили бы о каком-нибудь
существовании, тем не менее мы не познали бы его определенным образом, т.
е. не могли бы антиципировать то, чем его эмпирическое созерцание
отличается от других созерцаний.

Два предыдущих основоположения, названных мной математическими ввиду того,
что они дают право применять математику к явлениям, касаются явлений с
точки зрения одной лишь возможности их и указывают, как они с точки зрения
их созерцания и реального [содержания] их восприятия могут быть построены
согласно правилам математического синтеза; поэтому и в первом и во втором
синтезе могут быть применены числовые величины и вместе с ними определение
явления как величины. Так, например, степень ощущений от солнечного света я
могу сложить и дать a priori в определенной форме, т. е. конструировать из
200 000 лунных освещений. Поэтому мы можем назвать первые основоположения
конститутивными.

Совершенно иными должны быть те основоположения, которые a priori подводят
под правила существование явлений. В самом деле, так как существование
явлений нельзя конструировать, то эти основоположения будут касаться лишь
отношения существования и могут дать только регулятивные принципы.
Следовательно, здесь нечего думать ни об аксиомах, ни об антиципациях; если
нам дано восприятие во временном отношении к другому восприятию (хотя и не
определенному), то a priori можно сказать, как другое восприятие необходимо
связано с данным восприятием по своему существованию в этом модусе времени,
но нельзя сказать, каково оно и какое оно по величине. В философии аналогии
означают нечто совершенно иное, чем в математике. В математике так
называются формулы, выражающие равенство двух отношений величин и всегда
имеющие конститутивный характер, так что если даны три члена пропорции, то
тем самым дан, т. е. может быть конструирован, и четвертый член. Но в
философии аналогия есть равенство двух не количественных, а качественных
отношений, в котором я по трем данным членам могу познать и a priori
вывести только отношение к четвертому члену, а не самый этот четвертый
член; однако у меня есть правило, по которому могу искать его в опыте, и
признак, по которому могу найти его в нем. Следовательно, аналогия опыта
будет лишь правилом, согласно которому единство опыта (а не само восприятие
как эмпирическое созерцание вообще) должно возникнуть из восприятии и
которое как основоположение должно иметь для предметов (явлений) не
конститутивную, а только регулятивную значимость. То же самое следует
сказать и о постулатах эмпирического мышления вообще, которые касаются
синтеза чистого созерцания (формы явления), синтеза восприятия (содержания
явления) и синтеза опыта (отношения этих восприятии): они суть лишь
регулятивные основоположения и от математических основоположений, которые
конститутивны, отличаются, правда, не достоверностью, a priori присущей и
тем и другим, а характером очевидности, т. е. интуитивным в них (а
следовательно, и демонстрацией).

Здесь в особенности следует напомнить замечание, относящееся ко всем
синтетическим основоположениям: эти аналогии имеют значение и силу только
как принципы чисто эмпирического, а не трансцендентального применения
рассудка и, стало быть, могут быть доказаны только как таковые.
Следовательно, явления должны быть подведены не прямо под категории, а
только под их схемы. В самом деле, если бы предметы, к которым должны
относиться эти , основоположения, были вещами в себе, то было бы совершенно
невозможно a priori узнать о них что-нибудь синтетически. Но эти предметы
суть не что иное, как явления, и полное знание о них, к которому в конце
концов должны вести все априорные основоположения, есть только возможный
опыт, следовательно, эти основоположения могут иметь целью не что иное, как
только условия единства эмпирического знания в синтезе явлений; но этот
синтез мыслим лишь в схеме чистого рассудочного понятия, тогда как
категория содержит в себе функцию единства этого синтеза как синтеза
вообще, не ограниченную никаким чувственным условием. Следовательно, при
помощи этих основоположений мы будем иметь право соединять явления только
по аналогии с логическим и всеобщим единством понятий, и потому в самом
основоположении мы, правда будем пользоваться категорией, но в
осуществлении его (в применении к явлениям) мы будем заменять категорию ее
схемой как ключом к ее применению или, вернее, рядом с категорией будем
ставить, как ограничивающее ее условие, схему под названием формулы
основоположения.

А. Первая аналогия


Основоположение о постоянности субстанции

При всякой смене явлений субстанция постоянна, и количество ее в природе не
увеличивается и не уменьшается.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249