Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума


Я бы держал пари на все, что у меня есть, за то, что по крайней мере на
какой-то из видимых нами планет есть обитатели, если бы можно было
установить это опытом. Поэтому я утверждаю, что мысль о существовании
обитателей других миров есть не только мнение, но и твердая вера (ради
которой я рисковал бы многими благами жизни).

Нельзя не признать, что учение о бытии Бога есть лишь доктринальная вера. В
самом деле, хотя в теоретическом знании о мире я не располагаю ничем, что
необходимо предполагало бы эту мысль как основание моего объяснения явлений
в мире, и скорее я обязан пользоваться своим разумом так, как будто все
есть только природа, тем не менее целесообразное единство есть такое важное
условие применения разума к природе, что я не могу пройти мимо этого, тем
более что в опыте мы находим множество примеров его. Но для этого единства
я не знаю никакого иного условия, которое сделало бы его для меня
путеводной нитью в исследовании природы, кроме предположения, что некое
высшее мыслящее существо все устроило согласно премудрым целям.
Следовательно, предположение относительно мудрого творца мира есть условие
для случайной, правда, но все же весьма важной цели, а именно для
стремления чем-то руководствоваться в исследовании природы. Результат моих
исследований весьма часто подтверждает полезность этого предположения, и
против него нельзя привести никаких убедительных соображений, так что, если
бы я назвал свое допущение только мнением, я сказал бы слишком мало: даже в
этом чисто теоретическом отношении можно сказать, что я твердо верую в
Бога, но в таком случае моя вера, строго говоря, не практическая вера, а
должна называться доктринальной верой, которую необходимо порождает
теология природы (физикотеология). В отношении этой же мудрости, принимая в
расчет превосходные способности человеческой природы и столь несоразмерную
с ними краткость жизни, можно найти также достаточное основание для
доктринальной веры в будущую жизнь человеческой души.

Слово вера служит в таких случаях выражением скромности в объективном
отношении, но в то же время твердой уверенности в субъективном отношении.
Если бы я назвал здесь чисто теоретическое допущение хотя бы только
гипотезой, которую я имел бы право принять, то этим я уже претендовал бы на

большее знание о характере причины мира и загробной жизни, чем то, какое я
могу в действительности показать; в самом деле, свойства того, что я
допускаю хотя бы только как гипотезу, должны быть мне известны по крайней
мере настолько, чтобы я имел право изобрести мысленно не салю понятие его,
а только существование его Слово же вера относится только к путеводной
нити, которую мне дает идея, и к субъективному влиянию на успех
деятельности моего разума, заставляющий меня держаться этой идеи, хотя я не
в состоянии дать отчет о ней в спекулятивном отношении

Но одна лишь доктринальная вера содержит в себе нечто нетвердое; нередко
затруднения, встречающиеся в спекуляции, отдаляют нас от нее, хотя мы
постоянно вновь возвращаемся к ней.

Совершенно иной характер имеет моральная вера, так как здесь безусловно
необходимо, чтобы нечто происходило, а именно чтобы я во всех отношениях
следовал нравственному закону. Цель установлена здесь непоколебимо, и,
насколько я понимаю, возможно только одно условие, при котором эта цель
связана со всеми остальными целями и тем самым имеет практическое значение;
это условие заключается в том, что существуют Бог и загробный мир; я знаю
также совершенно твердо, что никому не известны другие условия, ведущие к
тому же единству цели при действии морального закона. Но так как
нравственное предписание есть вместе с тем моя максима (как этого требует
разум), то я неизбежно буду верить в бытие Бога и загробную жизнь и
убежден, что эту веру ничто не может поколебать, так как этим были бы
ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу
отказаться, не став в своих собственных глазах достойным презрения.

Таким образом, после сокрушения всех честолюбивых замыслов разума,
стремящегося за пределы всякого опыта, у нас остается еще достаточно
оснований быть довольными им в практическом отношении. Правда, никто не
будет в состоянии хвастаться знанием того, что Бог и загробная жизнь
существует; а если кто обладает этим знанием, то это тот человек, которого
я давно искал: всякое знание (если оно касается предмета одного лишь
разума) может быть сообщено другим, и, следовательно, я мог бы надеяться
видеть свое знание обогащенным в столь удивительной степени благодаря
поучениям этого человека. Но в действительности это убеждение есть не
логическая, а моральная достоверность, и так как оно опирается на
субъективные основания (моральных убеждений), то я не могу даже сказать:
морально достоверно, что Бог существует и т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249