Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Но чистые рассудочные понятия совершенно неоднородны с эмпирическими (и
вообще чувственными) созерцаниями, и их никогда нельзя встретить ни в одном
созерцании. Отсюда возникает вопрос, как возможно подведение созерцаний под
чистые рассудочные понятия, т. е. применение категорий к явлениям; ведь
никто не станет утверждать, будто категории, например причинность, могут
быть созерцаемы также посредством чувств и содержатся в явлении. В этом
столь естественном и важном вопросе и заключается причина, делающая
необходимым трансцендентальное учение о способности суждения, которое
должно показать, как возможно, чтобы чистые рассудочные понятия могли
применяться к явлениям вообще. Во всех других науках, где понятия,
посредством которых предмет мыслится в общем виде, не столь отличны от
понятий, которые представляют его in concrete, и не столь неоднородны с
ними, нет необходимости в особом исследовании применения первых понятий ко
вторым.

Ясно, что должно существовать нечто третье, однородное, с одной стороны, с
категориями, а с другой-с явлениями и делающее возможным применение
категорий к явлениям. Это посредствующее представление должно быть чистым
(не заключающим в себе ничего эмпирического) и тем не менее, с одной
стороны, интеллектуальным, а с другой-чувственным. Именно такова
трансцендентальная схема.

Рассудочное понятие содержит в себе чистое синтетическое единство
многообразного вообще. Время как формальное условие многообразного
[содержания] внутреннего чувства, стало быть, связывания всех
представлений, a priori содержит многообразное в чистом созерцании. При
этом трансцендентальное временное определение однородно с категорией
(которая составляет единство этого определения), поскольку оно имеет общий
характер и опирается на априорное правило. С другой же стороны,
трансцендентальное временное определение однородно с явлением, поскольку
время содержится во всяком эмпирическом представлении о многообразном.
Поэтому применение категорий к явлениям становится возможным при посредстве
трансцендентального временного определения, которое как схема рассудочных
понятии опосредствует подведение явлении под категории.

После того, что было показано в дедукции категорий, мы надеемся, что никто
не станет колебаться при решении вопроса, имеют ли эти чистые рассудочные
понятия одно лишь эмпирическое или также трансцендентальное применение, т.
е. относятся ли они a priori как условия возможного опыта только к
явлениям, или же их как условия возможности вещей вообще можно
распространить на предметы сами по себе (не ограничиваясь нашей
чувственностью). В самом деле, в дедукции категорий мы видели, что понятия
совершенно невозможны и не могут иметь никакого значения, если им самим или
по крайней мере элементам, из которых они состоят, не дан предмет, стало
быть, они вовсе не могут относиться к вещам самим по себе (безотносительно
к тому, могут ли и как могут быть даны нам эти вещи); [мы видели], далее,
что единственный способ, каким предметы могут быть нам даны, есть
модификация нашей чувственности и, наконец, что чистые априорные понятия
кроме функции рассудка в категории должны a priori содержать еще формальные
условия чувственности (именно внутреннего чувства), заключающие в себе
общее условие, при котором единственно и можно применять категорию к
какому-нибудь предмету. Это формальное и чистое условие чувственности,
которым рассудочное понятие ограничивается в своем применении, мы будем
называть схемой этого рассудочного понятия, а способ, каким рассудок
обращается с этими схемами, -схематизмом чистого рассудка.

Схема сама по себе есть всегда лишь продукт воображения, но так как синтез
воображения имеет в виду не единичное созерцание, а только единство в
определении чувственности, то схему все же следует отличать от образа. Так,
если я полагаю пять точек одну за другой... то это образ числа пять. Если
же я мыслю только число вообще, безразлично, будет ли это пять или сто, то
такое мышление есть скорее представление о методе (каким представляют в
одном образе множество, например тысячу) сообразно некоторому понятию, чем
сам этот образ, который в последнем случае, когда я мыслю тысячу, вряд ли
могу обозреть и сравнить с понятием. Это представление об общем способе,
каким воображение доставляет понятию образ, я называю схемой этого понятия.

В действительности в основе наших чистых чувственных понятий лежат не
образы предметов, а схемы. Понятию о треугольнике вообще не соответствовал
бы никакой образ треугольника. В самом деле, образ всегда ограничивался бы
только частью объема этого понятия и никогда не достиг бы общности понятия,
благодаря которой понятие приложимо ко всем треугольникам-прямоугольным,
остроугольным и т. п. Схема треугольника не может существовать нигде, кроме
как в мысли, и означает правило синтеза воображения в отношении чистых
фигур в пространстве.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249