Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

е. мы предполагаем, что движения планет, не описывающие круга,
должны более или менее приближаться к свойствам круга и образуют эллипс.
Кометы обнаруживают еще большее различие в своих орбитах, так как они
(насколько простирается наблюдение) даже не возвращаются назад по круговым
линиям, однако мы приписываем им параболический путь, который все же
родствен эллипсу, и если длинная ось эллипса очень растянута, то во всех
наших наблюдениях эллиптический путь нельзя отличить от параболического.
Так мы, руководствуясь упомянутыми принципами, приходим к единству рода
этих орбит по форме, а тем самым также и к единству причины всех законов их
движений (к тяготению); отсюда мы затем расширяем свои завоевания и
стараемся объяснить также все разновидности и кажущиеся отклонения от этих
правил, исходя из того же самого принципа; наконец, присоединяем даже
больше, чем опыт когда-либо может подтвердить, а именно, согласно правилам
сродства, мы мыслим для комет даже гиперболические орбиты, двигаясь по
которым эти небесные тела совершенно покидают нашу Солнечную систему и,
переходя от солнца к солнцу, объединяют в своем движении более отдаленные
части безграничного для нас мироздания, связанного одной и той же движущей
силой.

В этих принципах примечательно и единственно интересно для нас именно то,
что они кажутся трансцендентальными и, хотя содержат в себе только идеи для
следования эмпирическому применению разума, за которыми это применение
разума может следовать только как бы асимптотически, т. е. только
приближаясь к ним, но никогда не достигая их, тем не менее обладают, как
априорные синтетические положения, объективной, хотя и неопределенной,
значимостью, служат правилом возможного опыта и действительно удачно
применяются при обработке опыта как эвристические основоположения; однако
трансцендентальная дедукция их не может быть осуществлена, так как она
вообще невозможна в отношении идей, как это было доказано выше.

Среди основоположений рассудка мы выделили в трансцендентальной аналитике
динамические основоположения как чисто регулятивные принципы созерцания в
отличие от математических основоположений, которые конститутивны в
отношении созерцания. Тем не менее эти динамические законы, конечно,
конститутивны в отношении опыта, так как они делают a priori возможными
понятия, без которых нет никакого опыта. Принципы же чистого разума не
могут быть конститутивными даже в отношении эмпирических понятий, потому
что для них не может быть дана соответствующая схема чувственности, и,
следовательно, они не могут иметь предмет in concrete. Но если я
отказываюсь от такого эмпирического применения их как конститутивных
основоположений, то как же я тем не менее хочу обеспечить за ними
регулятивное применение и вместе с тем некоторую объективную значимость и
какое значение может иметь это регулятивное применение?

Рассудок служит предметом для разума точно так же, как чувственность служит
предметом для рассудка. Задача разума-сделать систематическим единство всех
возможных эмпирических действий рассудка, подобно тому как рассудок
связывает посредством понятий многообразное [содержание] явлений и подводит
его под эмпирические законы. Но действия рассудка без схем чувственности
неопределенны; точно так же само по себе неопределенно и достигаемое
разумом единство в отношении условии, при которых рассудок должен связывать
в систему свои понятия, а также в отношении степени, до которой он должен
устанавливать эту связь. Однако хотя для полного систематического единства
всех рассудочных понятии нельзя найти никакой схемы в созерцании, тем не
менее может и должен быть дан некий аналог такой схеме, и им служит идея
максимума подразделения и объединения рассудочных знаний в один принцип.
Действительно, наибольшее и абсолютно завершенное можно мыслить как
определенное, потому что [при этом] устраняются все ограничивающие условия,
дающие неопределенное многообразие. Следовательно, идея разума представляет
собой аналог схеме чувственности, но с той разницей, что применение
рассудочных понятий к схеме разума есть (в отличие от применения категорий
к их чувственным схемам) не знание о самом предмете, а только правило или
принцип систематического единства всего применения рассудка. Далее, так как
всякое основоположение, a priori устанавливающее для рассудка полное
единство его применения, приложимо, хотя только косвенно, также к предметам
опыта, то основоположения чистого разума имеют объективную реальность также
и в отношении этих предметов, однако не для того, чтобы что-то определять в
них, а только для того, чтобы указать, каким путем эмпирическое и
определенное применение рассудка в опыте может быть полностью согласовано
само собой благодаря тому, что оно в как можно большей степени приводится в
связь с принципом полного единства и выводится из него.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249