Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Мнение есть сознательное
признание чего-то истинным, недостаточное как с субъективной, так и с
объективной стороны. Если признание истинности суждения имеет достаточное
основание с субъективной стороны и в то же время считается объективно
недостаточным, то оно называется верой. Наконец, и субъективно и объективно
достаточное признание истинности суждения есть знание. Субъективная
достаточность называется убеждением (для меня самого), а объективная
достаточность- достоверностью (для каждого). Я не буду останавливаться
более на разъяснении столь ясных понятий.

Никогда не следует составлять себе мнение, если не знаешь по крайней мере
чего-то такого, посредством чего проблематическое само по себе суждение
ставится в связь с истиной, которая, хотя и не полная, тем не менее
представляет собой нечто большее, чем произвольный вымысел. Кроме того,
закон такой связи должен быть достоверным. Действительно, если и в
отношении этого закона у меня есть только мнение, то все оказывается лишь
игрой воображения, не имеющей никакого отношения к истине. В суждениях
чистого разума мнения вообще недопустимы. В самом деле, так как эти
суждения не опираются на эмпирические основания, а должны быть познаны a
priori, где все необходимо, то принцип связи требует всеобщности и
необходимости, стало быть, полной достоверности, в противном случае в них
нет ничего ведущего к истине. Поэтому в чистой математике нелепо
высказывать мнения-здесь нужно или знать, или воздерживаться от всякого
суждения. Точно так же обстоит дело с основоположениями нравственности, где
нельзя отваживаться на поступок исходя только из мнения, что нечто
дозволено, а должно обладать знанием этого.

В трансцендентальном же применении разума мнение-это, конечно, слишком
мало, но знание- слишком много. Поэтому в чисто спекулятивном смысле мы
вообще не можем здесь высказывать суждения: субъективные основания для
признания истинности суждения, способные породить веру, не заслуживают в
спекулятивных вопросах никакого одобрения, так как не могут обойтись без
эмпирической помощи и не могут в равной мере быть сообщены другим.

Но в чисто практическом отношении теоретически недостаточное признание
истинности суждения может быть названо верой. Это практическое намерение
касается или умения, или нравственности, причем первое- для любых и
случайных целей, а вторая -для безусловно необходимых целей.

Если цель поставлена, то условия для ее достижения гипотетически
необходимы. Эта необходимость субъективно, но все же лишь относительно
достаточна, если я не знаю никаких других условий, при которых цель была бы
достижима; но она безусловно и для каждого достаточна, если я достоверно
знаю, что никто не может знать других условий, ведущих к поставленной цели.
В первом случае мое допущение и признание истинности некоторых условий есть
лишь случайная, а во втором случае необходимая вера. Врач должен что-то
сделать для больного, находящегося в опасности, но, не зная болезни, он
наблюдает ее проявление и, если не находит ничего более подходящего,
высказывает суждение, что это чахотка. Его вера даже в его собственном
суждении чисто случайна, другой, быть может, правильнее угадал бы болезнь.
Такую случайную веру, которая, однако, лежит в основе действительного
применения средств для тех или иных действий, я называю прагматической
верой.

Обычным критерием для того, чтобы узнать, составляет ли чье-нибудь
утверждение только уверенность или по крайней мере субъективное убеждение,
т. е. твердую веру, служит пари. Нередко человек высказывает свои положения
с таким самоуверенным и непреклонным упорством, что кажется, будто у него
нет никаких сомнений в истинности их. Но пари приводит его в
замешательство. Иногда оказывается, что уверенности у него достаточно,
чтобы оценить ее только в один дукат, но не в десять дукатов, так как
рисковать одним дукатом он еще решается, но только при ставке в десять
дукатов он видит то, чего прежде не замечал, а именно что он, вполне
возможно, ошибается. Если мы представляем себе мысленно, что ставкой служит
все счастье нашей жизни, то торжествующий тон нашего суждения совершенно
исчезает, мы становимся чрезвычайно робкими и вдруг обнаруживаем, что наша
вера вовсе не так глубока. Таким образом, прагматическая вера имеет лишь
большую или меньшую степень, смотря по тому, какие интересы здесь замешаны.

Хотя по отношению к некоторым объектам мы ничего не можем предпринять, так
что наше признание истинности суждения о них имеет только теоретический
характер, тем не менее в некоторых случаях мы можем мысленно задумать и
вообразить в отношении их какое-то начинание, для которого, как нам
кажется, у нас есть достаточные основания, если бы только было средство
установить достоверность всего дела; так, в чисто теоретических суждениях
бывает аналог практических суждений; к таким случаям признания истинности
суждения слово вера подходит, и мы можем назвать такую веру доктринальной.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249