Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



В синтезе явлений многообразное [содержание] представлений всегда
последовательно [во времени]. Однако этим еще не представлен ни один
объект, так как посредством этой последовательности, общей для всякого рода
схватывания, нельзя ничего отличить от другого. Но как только я воспринимаю
или заранее допускаю, что в этой последовательности существует отношение к
предшествующему состоянию, из которого представление следует по некоторому
правилу, нечто представляется мне как событие или как что-то происходящее,
иными словами, я познаю предмет и должен поместить его во времени в
каком-то определенном месте, которое после предшествующего состояния не
может быть дано ему иным образом. Следовательно, если я воспринимаю, что
нечто происходит, то в этом представлении прежде всего содержится то, что
нечто предшествует, так как именно в отношении к предшествующему явление
получает свое временное отношение, а именно свое существование после
предшествующего времени, в котором его не было. Но свое определенное место
во времени в этом отношении оно может получить только благодаря тому, что в
предшествующем состоянии предполагается нечто, за чем оно всегда следует,
т. е. по некоторому правилу; отсюда вытекает, во-первых, что для меня этот
ряд необратим, и то, что происходит, я не могу поставить впереди того, за
чем оно следует, и, во-вторых, что если предшествующее состояние дано, то
это определенное событие неизбежно и необходимо следует за ним. Этим
объясняется то, что среди наших представлений возникает порядок, в котором
настоящее (поскольку оно возникло) указывает на какое-нибудь предшествующее
состояние как на коррелят данного события, не определенный еще, правда, но
определяюще относящийся к этому событию как своему следствию и необходимо
связывающий его с собой во временном ряду.

Если необходимый закон нашей чувственности и, стало быть, формальное
условие всех восприятии состоят в том, что последующее время с
необходимостью определяется предыдущим временем (так как я не могу дойти до
последующего иначе как через предшествующее), то и необходимый закон
эмпирического представления о временном ряде состоит в том, что явления
прошедшего времени определяют всякое существование в последующем времени и
эти последующие явления как события могут иметь место лишь постольку,
поскольку первые определяют их существование во времени, т. е.
устанавливают его согласно правилу. В самом деле, только в явлениях можем
мы эмпирически познать эту непрерывность в связи времен.

Для всякого опыта и возможности его необходим рассудок, и первое действие
рассудка состоит здесь не в том, что он делает отчетливым представление о
предметах, а в том, что он вообще делает возможным представление о
предмете. Это происходит потому, что он переносит временной порядок на
явления и их существование, приписывая каждому из них как следствию место
во времени, a priori определенное в отношении к предшествующим явлениям,
без чего они не согласовались бы с самим временем, которое a priori
определяет место для всех своих частей. Это определение места не может быть
заимствовано из отношения явлений к абсолютному времени (так как абсолютное
время не может быть предметом восприятия); наоборот, явления должны сами
определять друг другу свои места во времени и делать их необходимыми во
временном порядке; иными словами, то, что следует или происходит, должно
следовать по общему правилу за тем, что содержалось в предыдущем состоянии;
отсюда возникает определенный ряд явлений, который с помощью рассудка
создает и делает необходимыми точно такой же порядок и непрерывную связь в
ряду возможных восприятии, какие a priori находятся в форме внутреннего
созерцания (во времени), где все восприятия должны иметь свое место.

Итак, то, что нечто происходит, есть восприятие, относящееся к возможному
опыту, который становится действительным в том случае, если я рассматриваю
явление как определенное по месту его во времени, стало быть, как объект,
который всегда можно найти в связи восприятии согласно правилу. Это правило
для определения чего-то, согласно временной последовательности, гласит: в
том, что предшествует, должно находиться условие, при котором событие
всегда (т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249