Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Действительно, бесконечность деления данного
явления в пространстве основывается единственно на том, что через нее дана
только делимость, т. е. само по себе абсолютно неопределенное множество
частей, сами же части даются и определяются только подразделением, -
словом, целое само по себе ещене разделено. Поэтому деление может
определить в нем множество частей лишь настолько, насколько мы хотим
продвигаться в регрессе деления. У органического же тела, расчлененного до
бесконечности, целое именно благодаря этому понятию представляется уже как
подразделенное, и в нем имеется само по себе определенное, но бесконечное
множество частей до всякого регресса деления; такая мысль заключает в себе
противоречие, так как это бесконечное закручивание (Emwickclung)
рассматривается как ряд, никогда не завершаемый (бесконечный) и тем не
менее завершенный, если взять ею в комплексе. Бесконечное деление отличает
явление только как quantum continuum и неразрывно связано с наполнением
пространства, так как бесконечная делимость основывается именно на
наполнении пространства. Но если нечто рассматривается как quantum
discretum, то множество единиц в нем определенное, и потому оно всегда
равно некоторому числу. Поэтому только опыт может определить, насколько
организованно расчлененное тело, и, если даже опыт не подтвердил бы
существования какой-либо неорганической части, все же такие части должны
заключаться по крайней мере в возможном опыте. Но как далеко простирается
трансцендентальное деление явления вообще- это не решается опытом, а
составляет принцип разума, требующий никогда не считать абсолютно
завершенным эмпирический регресс в разложении протяженного сообразно
природе этого явления.


Заключительное примечание к разрешению математически трансцендентальных
идей и предварительное замечание, касающееся разрешения динамически
трансцендентальных идей

Выше мы изобразили в виде таблицы антиномию чистого разума во всех
трансцендентальных идеях, указав причину этого противоречия и единственное
средство для его устранения, состоящее в том, что мы признали оба
противоположных утверждения ложными. При этом мы везде представили условия
как связанные со своим обусловленным отношениями пространства и времени,
что составляет обычное предположение обыденного человеческого рассудка, и
именно на этом предположении целиком основывается указанная антиномия. В
этом отношении все диалектические представления о целокупности в ряду
условий для данного обусловленного совершенно однородны. Это всегда был
ряд, в котором условие и обусловленное были связаны друг с другом как члены
этого ряда и потому однородны, так как регресс никогда нельзя мыслить
завершенным, или же это возможно, если сам по себе обусловленный член
[ряда] ошибочно рассматривается как первый, стало быть, как безусловный.
Следовательно, везде рассматривался не объект, т. е. обусловленное, а ряд
его условий только с точки зрения его величины, и здесь возникало
затруднение, которое можно было устранить, лишь полностью разрубив узел, а
не добиваясь соглашения; это затруднение состояло в том, что разум делал
этот ряд или слишком длинным, или слишком коротким для рассудка, так что
рассудок никак не мог сравняться с идеей разума.

Однако при этом мы упустили из виду существенное различие между объектами,
т. е. рассудочными понятиями, которые разум стремится возвести в степень
идей, а именно то, что, согласно нашей таблице категории, два из этих
понятий обозначают математический синтез явлений, а два других-
динамический. До сих пор мы могли не обращать внимания на это, так как в
общем представлении о всех трансцендентальных идеях мы всегда оставались
среди условий в явлении и точно так же, рассматривая две математически
трансцендентальные идеи, имели дело лишь с предметом в явлении. Но теперь,
когда мы переходим к динамическим понятиям рассудка, поскольку они должны
сообразоваться с идеей разума, это различение становится важным и открывает
нам совершенно новую возможность решить спор, в котором запутался разум;
прежде этот спор отвергался как основанный с обеих сторон на ложных
предпосылках, а теперь, поскольку в динамической антиномии, быть может,
заключается предпосылка, согласуемая с притязаниями разума, и так как судья
восполняет пробел в законных основаниях, не признававшихся обеими
сторонами, спор может быть улажен, ко всеобщему удовлетворению, что
невозможно, когда спор идет в математической антиномии.

Ряды условий, конечно, все однородны, поскольку мы имеем в виду лишь то,
как далеко они простираются: соразмерны ли они с идеей, или же они слишком
велики либо слишком малы для нее. Однако рассудочное понятие, лежащее в
основе этих идей, содержит в себе или исключительно синтез однородного (что
предполагается при всякой величине в сложении и делении ее), или же синтез
разнородного, что может быть допущено по крайней мере в динамическом
синтезе как причинной связи, так и связи необходимого и случайного.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249