Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума


Отсюда следует, что, так как внешнее чувство дает нам лишь представления об
отношении, оно может содержать в своих представлениях только отношение
предмета к субъекту, а не то внутреннее, что присуще объекту самому по
себе. С внутренним созерцанием дело обстоит точно так же. Не говоря уже о
том, что представления внешних чувств составляют основной материал, которым
мы снабжаем нашу душу, само время, в которое мы полагаем эти представления
и которое даже предшествует осознанию их в опыте, находясь в основе их как
формальное условие того способа, каким мы полагаем их в душе, содержит уже
отношения последовательности, одновременности и того, что существует
одновременно с последовательным бытием (того, что постоянно). То, что может
существовать как представление раньше всякого акта мышления, есть
созерцание, и если оно не содержит ничего, кроме отношений, то оно есть
форма созерцания. Так как эта форма представляет нечто лишь постольку,
поскольку это нечто полагается в душе, то она есть не что иное, как способ,
которым душа воздействует на себя своей собственной деятельностью, а именно
полаганием своих представлений, стало быть, через самое себя, т. е.
внутреннее чувство по своей форме. Все, что представляется посредством
чувства, есть в этом смысле всегда явление, а потому или вообще нельзя
допускать наличия внутреннего чувства, или субъект, служащий предметом его,
должен быть представляем посредством него только как явление, а не так, как
он судил бы сам о себе, если бы его созерцание было лишь самодеятельностью,
т. е. если бы оно было интеллектуальным. Затруднение заключается здесь в
том, каким образом субъект может внутренне созерцать самого себя. Однако
это затруднение испытывает всякая теория. Сознание самого себя
(апперцепция) есть простое представление о Я, и если бы через одно это
представление самодеятельно было дано все многообразное в субъекте, то
внутреннее созерцание было бы интеллектуальным. В человеке это сознание
требует внутреннего восприятия многообразного, данного заранее в субъекте,
а способ, каким это многообразное дается в душе без спонтанности, должен
ввиду этого различия называться чувственностью. Если способность осознания
себя должна находить (схватывать [apprehendieren]) то, что содержится в
душе, то она должна воздействовать на душу и только этим путем может
породить созерцание самого себя, форма которого, заранее заложенная в душе,
определяет в представлении о времени способ, каким многообразное находится
в душе. Итак, в этом случае душа созерцает себя не так, как она
представляла бы себя непосредственно самодеятельно, а сообразно тому, как
она подвергается воздействию изнутри, следовательно, не так, как она есть,
а так, как она является себе.

III. Когда я говорю, что как созерцание внешних объектов, так и
самосозерцание души в пространстве и времени представляет нам эти объекты
так, как они действуют на наши чувства, т. е. так, как они являются, я этим
вовсе не хочу сказать, будто эти предметы суть лишь видимость. В явлении
объекты и даже свойства, которые мы им приписываем, всегда рассматриваются
как нечто действительно данное, но поскольку эти свойства зависят только от
способа созерцания субъекта в отношении к нему данного предмета, то мы
отличаем предмет как явление от того же предмета как объекта самого по
себе. Так, я вовсе не утверждаю, что тела только кажутся существующими вне
меня или что душа только кажется данной в моем самосознании, когда я
говорю, что качество пространства и времени, сообразно с которым как
условием их существования я их полагаю, зависит от моего способа
созерцания, а не от этих объектов самих по себе. Если бы я превратил в
простую видимость то, что я должен причислить к явлениям, то это было бы
моей виной. Наш принцип идеальности всех чувственных созерцаний не приводит
к этому, скорее наоборот, если приписать указанным формам представления
объективную реальность, то все неизбежно превратится в простую видимость. В
самом деле, если признать пространство и время такими свойствами, которые
должны по своей возможности встречаться в вещах самих по себе, и если
принять в расчет все связанные с этим бессмысленные утверждения, будто две
бесконечные вещи, не будучи ни субстанциями, ни чем-то действительно им
присущим, тем не менее должны существовать и даже быть необходимым условием
существования всех вещей и остаться даже в том случае, если бы все
существующие вещи были уничтожены, - то тогда перестанешь упрекать
почтенного Беркли за то, что он низвел тела на степень простой видимости;
более того, даже наше собственное существование, поставленное таким образом
в зависимость от такой нелепости, как обладающее самостоятельной
реальностью время, превратилось бы вместе с ним в простую
видимость-бессмыслица, в защите которой до сих пор еще никто не провинился.

IV. В естественной теологии

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249