Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Понятие, состоящее из notiones и выходящее за пределы возможного
опыта, есть идея, или понятие разума. Для тех, кто привык к такому
различению, невыносимо, когда представление о красном называют идеей. На
самом деле это представление не есть даже notio (рассудочное понятие).


ПЕРВОЙ КНИГИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ДИАЛЕКТИКИ


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ


О трансцендентальных идеях

Трансцендентальная аналитика дала нам пример того, как одна лишь логическая
форма нашего знания может быть источником чистых априорных понятий, которые
до всякого опыта дают представления о предметах или, вернее, указывают
синтетическое единство, причем именно это единство делает возможным
эмпирическое знание о предметах. Форма суждении (превращенная в понятие о
синтезе созерцаний) дает нам категории, направляющие применение рассудка в
опыте. Точно так же мы можем ожидать, что форма умозаключений, если
применить ее к синтетическому единству созерцаний сообразно категориям,
окажется источником особых априорных понятий, которые мы можем назвать
чистыми понятиями разума, или трансцендентальными идеями, и которые будут
определять согласно принципам применения рассудка в совокупности всего
опыта.

Функция разума, когда он делает выводы, состоит во всеобщности знания
согласно понятиям, и само умозаключение есть суждение, а a priori
определяемое во всем объеме своего условия. Суждение Кай смертен могло бы
быть почерпнуто мной из опыта с помощью одного лишь рассудка Но я ищу
понятие, содержащее в себе условие, при котором дается предикат
(утверждение вообще) этого суждения (в данном случае понятие человека), и,
после того как я подвожу понятие под это условие, взятое во всем его объеме
(все люди смертны), я определяю сообразно этому знание о моем предмете (Кай
смертен).

Таким образом, в выводе умозаключения мы ограничиваем предикат определенным
предметом, после того как мыслили его сначала в большей посылке во всем его
объеме при определенном условии. Эта полнота объема в отношении к такому
условию называется всеобщностью (umversalitas). В синтезе созерцаний ей
соответствует целокупность (universitas), или тотальность, условий.
Следовательно, трансцендентальное понятие разума есть не что иное, как
понятие целокупностч условий для данного обусловленного. Но так как только
безусловное делает возможной целокупность условий и, наоборот, целокупность
условий всегда сама безусловна, то отсюда следует, что чистое понятие
разума вообще может быть объяснено через понятие безусловного, поскольку
оно содержит в себе основание синтеза обусловленного.

Сколько есть видов отношения, которые рассудок представляет себе
посредством категорий, столько же должно быть и чистых понятий разума.
Иными словами, мы должны искать, во-первых, безусловное категорического
синтеза в субъекте, во-вторых, безусловное гипотетического синтеза членов
ряда и, в-третьих, безусловное разделительного синтеза частей в системе.

Имеется столько же видов умозаключений, из которых каждый приводит к
безусловному через просиллогизмы: первый- к субъекту, который сам уже не
предикат, второй- к предпосылке, которая сама не нуждается уже в другой, и
третий- к агрегату членов деления, которые не нуждаются ни в каком
дополнении для завершения деления понятия. Поэтому чистые понятия
целокупности в синтезе условий, чтобы довести, если возможно, единство
рассудка до безусловного, необходимы и основаны в природе человеческого
разума, по крайней мере как задачи, если даже для этих трансцендентальных
понятий и нет соответствующего применения in concrete, и, стало быть, не
приносят никакой иной пользы, кроме того, что дают рассудку такое
направление, при котором он, стремясь к возможно большему расширению,
приходил бы также к согласию с самим собой во всех отношениях.

Говоря здесь о целокупности условий и о безусловном как общей рубрике всех
понятий разума, мы опять наталкиваемся на термин, без которого обойтись
невозможно, хотя и нельзя пользоваться им уверенно ввиду двусмысленности,
присущей ему из-за продолжительного злоупотребления им. Слово абсолютный-
одно из немногих слов, соответствующих в своем первоначальном значении
понятию, для точного обозначения которого непригодно ни одно другое слово
того же языка, поэтому потеря такого слова, или, что одно и то же,
неопределенное употребление его, должна привести также к потере самого
понятия, и притом такого понятия, которым усиленно занимается разум, так
что утрата его не может не нанести большой ущерб всем трансцендентальным
исследованиям. Слово абсолютный часто употребляется теперь просто для того,
чтобы показать, что нечто имеет отношение к какой-нибудь вещи,
рассматриваемой как сама по себе, следовательно, внутренне. В этом смысле
слова абсолютно возможный обозначали бы то, что возможно сама по себе
(interne), что в действительности есть наименьшее из того, что можно
сказать о каком-нибудь предмете.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249