Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума


Изменение есть соединение противоречаще -противоположных определений в
существовании одной и той же вещи. Каким образом из данного состояния
следует противоположное ему состояние той же самой вещи -это разум не
только не может объяснить без примера, но не может даже понять без
созерцания; таким созерцанием служит созерцание движения точки в
пространстве, лишь пребывание которой в различных местах (как следствие
противоположных определений) делает для нас наглядным изменение; ведь для
того чтобы сделать мыслимыми для себя внутренние изменения, мы должны
образно представлять себе время как форму внутреннего чувства посредством
некоторой линии, а внутреннее изменение - посредством проведения этой линии
(посредством движения) и, стало быть, последовательное существование нас
самих в различных состояниях- посредством внешнего созерцания; истинная
причина этого заключается в том, что даже для того, чтобы всякое изменение
было воспринято как изменение, оно предполагает нечто постоянное в
созерцании, а во внутреннем чувстве никакого постоянного созерцания нет.
-Наконец, категоршо общения, если иметь в виду ее возможность, нельзя
понять одним лишь разумом, и, следовательно, объективную реальность этого
понятия нельзя усмотреть без созерцания, а именно без внешнего созерцания в
пространстве. В самом деле, как мыслить себе возможность того, что если
существует несколько субстанций, из существования одной из них может
следовать нечто в существовании других (как действие), и наоборот, стало
быть, так как в одной из них существует нечто, то и в других должно
существовать нечто такое, что не может быть понято из одного лишь их
существования? Ведь именно это требуется для общения, а между тем оно
совершенно непонятно в вещах, которые, обладая субстанцией, полностью
изолированы друг от друга. Именно поэтому Лейбниц, приписывая общение
субстанциям мира только так, как их мыслит один лишь рассудок, был вынужден
прибегнуть к божеству как посреднику, так как из одного лишь существования
субстанций ему совершенно правильно казалось непонятным общение между ними.
Однако мы вполне можем сделать понятной для себя возможность общения (между
субстанциями как явлениями), если представим их себе в пространстве,
следовательно, во внешнем созерцании. В самом деле, пространство уже a
priori содержит в себе формальные внешние отношения как условия возможности
реальных отношений (действия и противодействия, стало быть, общения).-Точно
так же нетрудно доказать, что возможность вещей как величин и,
следовательно, объективная реальность категории количества также может быть
показана только во внешнем созерцании и только при его помощи может быть
затем применена и к внутреннему чувству. Однако во избежание многословия я
должен предоставить самому читателю найти примеры, подтверждающие это.

Все это замечание очень важно не только потому, что подтверждает изложенное
выше опровержение идеализма, но и еще в большей степени потому, что, когда
пойдет речь о самопознании из одного лишь внутреннего сознания и об
определении нашей природы без помощи внешних эмпирических созерцаний, они
укажут нам границы возможности такого познания.

Последний вывод из всего этого раздела, следовательно, таков: все
основоположения чистого рассудка суть не более как априорные принципы
возможности опыта и только к опыту относятся также и все априорные
синтетические положения; более того, сама возможность их основывается
целиком на этом отношении [к опыту].


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО УЧЕНИЯ О СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ (АНАЛИТИКИ
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЙ)


ГЛАВА ТРЕТЬЯ


Об основании различения всех предметов вообще на phaenoniena и noumena

Мы теперь не только прошли всю область чистого рассудка и внимательно
рассмотрели каждую часть ее, но также измерили ее и определили в ней место
каждой вещи. Но эта область есть остров, самой природой заключенный в
неизменные границы. Она есть царство истины (прелестное название),
окруженное обширным и бушующим океаном, этим средоточием иллюзий, где
туманы и льды, готовые вот-вот растаять, кажутся новыми странами и,
постоянно обманывая пустыми надеждами мореплавателя, жаждущего открытий,
втягивают его в авантюры, от которых он никогда уже не может отказаться, но
которые он тем не менее никак не может довести до конца. Прежде чем
отважиться пуститься в это море, чтобы исследовать его по всем широтам и
узнать, можно ли найти что-нибудь в них, полезно еще раз взглянуть на карту
страны, которую мы собираемся покинуть, и задать прежде всего вопрос,
нельзя ли удовольствоваться тем, что в ней есть, или нельзя ли нам в силу
необходимости удовольствоваться ею, если нигде, кроме нее, нет почвы, на
которой мы могли бы обосноваться; и еще нам нужно узнать, по какому праву
владеем мы этой землей и можем ли считать себя гарантированными от всяких
враждебных притязаний.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249