Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Если бы в основе нашего чистого знания разума о мыслящих существах вообще
лежало что-то еще кроме cogito, если бы мы прибегли к наблюдениям над игрой
наших мыслей и над выводимыми отсюда естественными законами мыслящего Я, то
получилась бы эмпирическая психология, которая была бы своего рода
физиологией внутреннего чувства и, быть может, могла бы объяснить ею
явления, но никогда не могла бы раскрыть такие свойства, которые вовсе не
входят в сферу возможного опыта (как, например, свойство простого), и не
могла бы составить аподиктические суждения о природе мыслящих существ
вообще; иными словами, это была бы не рациональная психология.

Так как положение я мыслю (взятое в проблематическом смысле) содержит в
себе форму всякого рассудочного суждения вообще и сопутствует всем
категориям как их связующее средство, то ясно, что все выводы из этого
положения могут содержать в себе только трансцендентальное применение
рассудка, которое исключает всякую примесь опыта и о продвижении которого
мы заранее уже не можем составить подходящее понятие на основании того, что
было указано нами выше. Мы проследим это положение критическим взором,
исследуя все предикаменты чистой психологии, но ради краткости мы
произведем их исследование в непрерывной связи.

Прежде всего должно привлечь наше внимание следующее общее замечание об
этом способе выведения. Я познаю объект не потому, что я просто мыслю, а
только потому, что определяю данное созерцание в отношении единства
сознания, в котором состоит всякое мышление. Следовательно, я познаю себя
не потому, что я сознаю себя мыслящим, а только в том случае, если я сознаю
созерцание меня самого как определенное в отношении функции мышления.
Поэтому все модусы самосознания в мышлении сами по себе еще не есть
рассудочные понятия об объектах (категории), а суть только логические
функции, не дающие мышлению знания ни о каком предмете, стало быть, не
дающие также знания обо мне как о предмете. Не осознание определяющего Я, а
только осознание определяемого Я, т. е. моего внутреннего созерцания
(поскольку его многообразное может быть объединено согласно общему условию
единства апперцепции в мышлении), и есть объект.

1) Во всех суждениях я всегда семь определяющий субъект того отношения,
которое составляет суждение. Положение, гласящее, что Я, который мыслю,
должен в мышлении всегда считаться субъектом и чем-то, что, будучи присуще
мышлению, может рассматриваться не только как предикат, есть суждение
аподиктическое и даже тождественное; однако оно не означает, что я как
объект составляю самостоятельную сущность, или субстанцию. Последнее
утверждение заходит очень далеко и потому требует данных, которых в
мышлении вовсе нет; быть может, оно требует больше того (поскольку я
рассматриваю только мыслящее Я, как таковое), что я могу когда-нибудь найти
(в нем).

2) Положение, гласящее, что Я апперцепции, следовательно, во всяком
мышлении единичен и что это единичное не может быть разложено на множество
субъектов, стало быть, обозначает логически простой субъект,-дано уже в
понятии мышления и потому составляет аналитическое суждение, однако это не
означает, что мыслящее Я есть простая субстанция, так как такое положение
было бы синтетическим. Понятие субстанции относится всегда к созерцаниям,
которые у меня могут быть только чувственными; стало быть, эти созерцания
лежат совершенно вне области рассудка и его мышления, между тем как только
об этой области здесь идет речь, когда мы утверждаем, что Я в мышлении есть
нечто простое. К тому же было бы удивительно, если бы то, что в других
случаях требует стольких усилий, дабы отличить, какие данные созерцания
составляют субстанцию, и, более того, [узнать], может ли эта субстанция
быть простой (как, например, когда речь идет о частях материи), было дано
мне здесь в самом бедном представлении, словно через какое-то откровение.

3) Суждение о тождестве меня самого при всем сознаваемом мной многообразном
есть суждение, также заложенное в самих понятиях и, стало быть,
аналитическое; однако это тождество субъекта, которое может быть осознано
мной во всех его представлениях, касается не его созерцания, посредством
которого он дан как объект; потому это тождество и не может означать
тождество личности, при помощи которого становится понятным сознание
тождества своей собственной субстанции как мыслящего существа при всех
изменениях состояний и доказательство которого не может быть дано одним
лишь анализом суждения я мыслю, а нуждается в различных синтетических
суждениях, основывающихся на данном созерцании.

4) Я отличаю свое собственное существование как мыслящего существа от
других вещей вне меня (к которым принадлежит также и мое тело); это также
аналитическое суждение, так как другие вещи суть те, которые я мыслю как
отличные от меня.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249