Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

е. всякого отношения к
какому бы то ни было объекту, стало быть, всякой истины. Но так как кажется
очень заманчивым и соблазнительным пользоваться одними этими чистыми
рассудочными знаниями и основоположениями, выходя даже за пределы опыта,
хотя только опыт дает нам материю (объекты), к которой можно применить
чистые рассудочные понятия, то рассудок рискует посредством пустых
умствовании применять формальные принципы чистого рассудка как материал и
судить без различия о предметах, которые нам не даны и даже, может быть,
никаким образом не могут быть даны. Следовательно, так как
трансцендентальная аналитика должна быть, собственно, только каноном оценки
эмпирического применения [рассудка], то ею злоупотребляют, если ее считают
органоном всеобщего и неограниченного применения [рассудка] и отваживаются
с помощью одного лишь чистого рассудка синтетически судить, утверждать и
выносить решения о предметах вообще. В таком случае применение чистого
рассудка становится диалектическим. Таким образом, вторая часть
трансцендентальной логики должна быть критикой этой диалектической
видимости и называется трансцендентальной диалектикой не как искусство
догматически создавать такую видимость (к сожалению, очень ходкое искусство
разнообразного метафизического фиглярства), а как критика рассудка и разума
в сверхфизическом применении разума, имеющая целью вскрыть ложный блеск его
беспочвенных притязаний и низвести его претензии на изобретение и
расширение [знаний], чего он надеется достигнуть исключительно с помощью
трансцендентальных основоположений, на степень простой оценки чистого
рассудка и предостережения его от софистического обмана.



ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИКА

Эта аналитика есть расчленение всего нашего априорного знания на начала
чистого рассудочного знания. При этом нужно иметь в виду следующее: 1)
чтобы понятия были чистыми, а не эмпирическими; 2) чтобы они принадлежали к
мышлению и рассудку, а не к созерцанию и чувственности; 3) чтобы они были
первоначальными понятиями и чтобы их отличали от производных или
составленных из них понятий; 4) чтобы их таблица была полной и чтобы она
заполняла всю сферу чистого рассудка. Однако эту полноту той или иной науки
нельзя с достоверностью признать агрегатом [знаний], составленным лишь
путем опытов; она возможна только посредством идеи априорного рассудочного
знания как целого и благодаря определяемому отсюда разделению понятий,
составляющих эту идею целого, стало быть, она возможна только благодаря
тому, что она связывается в одну систему. Чистый рассудок решительно
отличается не только от всего эмпирического, но даже и от всякой
чувственности. Поэтому он составляет самостоятельное, самодовлеющее
единство, которое нельзя увеличить никакими добавлениями извне.
Совокупность его знаний должна поэтому составлять охватываемую и
определимую одной идеей систему, полнота и расчленение которой может
служить также критерием правильности и подлинности всех входящих в нее
элементов знания. Вся эта часть трансцендентальной логики состоит из двух
книг: одна из них содержит понятия, а другая- основоположения чистого
рассудка.


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ


КНИГА ПЕРВАЯ


АНАЛИТИКА ПОНЯТИЙ

Под аналитикой понятий я разумею не анализ их, или обычный в философских
исследованиях прием разлагать встречающиеся понятия по содержанию и делать
их отчетливыми, а еще мало применявшееся до сих пор расчленение самой
способности рассудка с целью изучить возможность априорных понятий,
отыскивая их исключительно в рассудке как месте их происхождения и
анализируя чистое применение [рассудка] вообще. Такова настоящая задача
трансцендентальной философии, все же остальное есть логическая трактовка
понятии в философии вообще. Итак, мы проследим чистые понятия в
человеческом рассудке вплоть до их первых зародышей и зачатков, в которых
они предуготовлены, пока наконец не разовьются при наличии опыта и не будут
представлены затем во всей своей чистоте тем же рассудком, освобожденные от
связанных с ними эмпирических условий.

АНАЛИТИКИ ПОНЯТИЙ


ГЛАВА ПЕРВАЯ


О способе открытия всех чистых рассудочных понятий

Когда начинают применять познавательную способность, то в различных случаях
возникают различные понятия, дающие возможность познать эту способность;
если наблюдение их производилось сравнительно долго или велось с большой
проницательностью, то можно составить более или менее полный перечень их.
Однако при таком как бы механическом исследовании никогда нельзя с
уверенностью определить, где оно должно быть закончено.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249