Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Следовательно, в этом смысле он есть
только идея, однако практическая идея, которая действительно может и должна
иметь влияние на чувственно воспринимаемый мир, чтобы сделать его по
возможности сообразным идее. Поэтому идея морального мира обладает
объективной реальностью не [в том смысле], как если бы она относилась к
предмету умопостигаемого созерцания (подобных предметов мы вообще не можем
мыслить), а [в том], что она относится к чувственно воспринимаемому миру,
но как к предмету чистого разума в его практическом применении и как к
corpus mysticum разумных существ в нем, поскольку свободная воля их при
моральных законах обладает полным систематическим единством как с самим
собой, так и со свободой всякого другого.

Итак, ответ на первый из двух вопросов чистого разума, касающихся
практического интереса, таков: делай то, благодаря чему ты становишься
достойным быть счастливым. Второй же вопрос состоит в следующем: если мое
поведение таково, что я не недостоин блаженства, то смею ли я надеяться
быть благодаря этому причастным блаженству? Для ответа на этот вопрос важно
знать, обязательно ли принципы чистого разума, a priori предписывающие
закон, связывают и эту надежду с нравственным законом.

Я поэтому утверждаю, что, подобно тому как моральные принципы, согласно
разуму в его практическом применении, необходимы, точно так же, согласно
разуму в его теоретическом применении, необходимо допускать, что всякий
имеет основание надеяться на блаженство в той мере, в какой он сделал себя
достойным его своим поведением, и, следовательно, система нравственности
неразрывно связана с системой блаженства, однако лишь в идее чистого
разума.

В умопостигаемом, т. е. моральном, мире, в понятии которого мы отвлекаемся
от всех препятствий для нравственности (от склонностей), можно мыслить
такую систему связанного с моральностью соразмерного блаженства как
необходимую, ибо свобода, отчасти движимая нравственными законами, отчасти
ограничиваемая [ими], сама была бы причиной всеобщего блаженства,
следовательно, разумные существа, ведомые такими принципами, сами были бы
творцами своего собственного и вместе с тем чужого прочного благополучия.
Однако эта система вознаграждающей себя самое моральности есть только идея,
осуществление которой зависит от того, будет ли каждый выполнять то, что
ему надлежит делать, т. е. чтобы все поступки разумных существ совершались
лишь так, как если бы они возникали из некоей высшей воли, охватывающей или
подчиняющей себе все частные воли. Но так как моральный закон остается
обязательным для всякого частного пользования свободой, если бы даже другие
[существа] не действовали сообразно этому закону, то ни природа вещей в
мире, ни причинность самих поступков и их отношение к нравственности не
определяют, как будут относиться их последствия к блаженству; и указанная
необходимая связь надежды на блаженство с неустанным стремлением сделать
себя достойным блаженства не может быть познана разумом, если положить в
основу только природу, а должна быть лишь предметом надежды в том случае,
если высший разум, повелевающий согласно моральным законам, будет положен в
основу и как причина природы.

Идею такого мыслящего существа, в котором морально совершеннейшая воля,
связанная с высшим блаженством, составляет причину всякого блаженства в
мире, поскольку оно находится в точном соотношении с нравственностью (как
достойностью счастья), я называю идеалом высшего блага. Следовательно,
чистый разум может находить основание практически необходимой связи между
обоими элементами высшего производного блага, а именно умопостигаемого, г.
е. морального, мира, только в идеале высшего первоначального блага. Так как
мы посредством разума необходимо должны представлять себя принадлежащими к
такому миру, хотя чувства не дают нам ничего, кроме мира явлений, то мы
должны допускать умопостигаемый мир как следствие нашего поведения в
чувственно воспринимаемом мире, и так как в чувственно воспринимаемом мире
подобной связи нет, то мы должны допускать моральный мир как загробный мир.
Следовательно, Бог и загробная жизнь суть два допущения, неотделимые,
согласно принципам чистого разума, от обязанностей, налагаемых на нас этим
же разумом.

Нравственность сама по себе образует систему, но нельзя сказать того же о
блаженстве, если только оно не распределяется в точном соответствии с
моральностью. Но такое соответствие возможно только в умопостигаемом мире
при мудром творце и правителе. Разум вынужден или допустить такого творца
вместе с жизнью в таком мире, который мы должны считать загробным, или же
рассматривать моральные законы как пустые выдумки, так как необходимое
последствие их, связываемое с ними тем же разумом, должно было бы отпасть
без указанного выше допущения. Поэтому всякий рассматривает моральные
законы как заповеди, чем они не могли бы быть, если бы не связывали со
своими правилами a priori соответствующие им следствия и, следовательно, не
содержали обетования и угрозы.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249