Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Мы разделим эту
диалектику на два главных раздела: в первом из них мы исследуем
трансцендентные понятия чистого разума, а во втором- трансцендентные и
диалектические умозаключения чистого разума.


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ДИАЛЕКТИКИ


КНИГА ПЕРВАЯ


О ПОНЯТИЯХ ЧИСТОГО РАЗУМА

Каковы бы ни были обстоятельства, при которых возможны понятия из чистого
разума, во всяком случае они получаются не одной лишь рефлексией, а путем
умозаключений. Рассудочные понятия мыслятся также a priori до опыта и для
целей его, но они не содержат в себе ничего, кроме единства рефлексии о
явлениях, поскольку они необходимо должны принадлежать к одному возможному
эмпирическому сознанию. Только благодаря им становится возможным знание и
определение предмета. Следовательно, они прежде всего дают материал для
умозаключений, и им не предшествуют никакие априорные понятия о предметах,
из которых можно было бы вывести их путем умозаключений. Объективная же
реальность их основывается исключительно на том, что они составляют
интеллектуальную форму всякого опыта, и потому их применение всегда может
быть указано в опыте.

Самый термин понятие разума уже указывает на то, что такие понятия не дают
ограничивать себя сферой опыта, так как они относятся к такому знанию, в
котором всякое эмпирическое знание составляет лишь часть (быть может, это
знание есть возможный опыт или его эмпирический синтез, взятые в целом) и к
которому не может подняться никакой действительный опыт, хотя он и входит
всегда в него. Понятия разума служат для концептуального познания (zum
Begreifen), подобно тому как рассудочные понятия -для понимания (zum
Verstehen) (восприятии). Если понятия разума содержат в себе безусловное,
то они касаются чего-то такого, чему подчинен весь опыт, но что само
никогда не бывает предметом опыта; это есть нечто такое, к чему приводит
разум в своих заключениях из опыта и соответственно чему он оценивает и
измеряет степень своего эмпирического применения, но что само никогда не
входит в эмпирический синтез как его составная часть. Если, несмотря на
это, такие понятия имеют объективную значимость, то они могут называться
conceptus ratiocinati (правильно выведенные понятия), если же они не имеют
объективной значимости, то они возникают по крайней мере благодаря
видимости выведения и могут называться conceptus ratiocinantes (умствующие
понятия). Однако так как этот вопрос должен быть решен прежде всего в
разделе о диалектических выводах чистого разума, то мы еще не можем
принимать его во внимание, но предварительно, подобно тому как мы назвали
чистые рассудочные понятия категориями, мы обозначим новым термином также и
понятия чистого разума, а именно назовем их трансцендентальными идеями, и
приступим теперь к объяснению и обоснованию этого названия.

ПЕРВОЙ КНИГИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ДИАЛЕКТИКИ


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ


Об идеях вообще

Несмотря на большое богатство нашего языка, мыслящий человек нередко
затрудняется найти термин, точно соответствующий его понятию, и потому этот
термин не может сделаться действительно понятным не только другим, но даже
и ему самому. Изобретать новые слова- значит притязать на законодательство
в языке, что редко увенчивается успехом. Прежде чем прибегнуть к этому
крайнему средству, полезно обратиться к мертвым языкам и к языку науки,
дабы поискать, нет ли в них такого понятия вместе с соответствующим ему
термином, и если бы даже старое употребление термина сделалось сомнительным
из-за неосмотрительности его творцов, все же лучше закрепить главный его
смысл (хотя бы и оставалось неизвестным, употреблялся ли термин
первоначально точь-в-точь в таком значении), чем испортить дело тем, что
останешься непонятым.

Поэтому если для определенного понятия имеется только одно слово в уже
установившемся значении, точно соответствующее этому понятию, отл

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249