Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Для объяснения данных явлении можно приводить только такие другие вещи и
основания для объяснения, которые связаны с данными явлениями согласно уже
известным законам явлений. Поэтому трансцендентальная гипотеза, в которой
была бы применена чистая идея разума для объяснения вещей в природе, не
была бы объяснением, так как в таком случае то, чего мы не понимаем в
достаточной степени из известных нам эмпирических принципов, было бы
объяснено с помощью того, что вовсе не понятно нам. Принцип такой гипотезы
служил бы, собственно, только для удовлетворения разума, а не для
содействия применению рассудка к предметам. Порядок и целесообразность в
природе должны в свою очередь быть объяснены из естественных оснований и по
законам природы, и здесь даже самые дикие гипотезы, если только они
физические, более терпимы, чем сверхфизические, т. е. чем ссылка на
божественного творца, предполагаемого для этой цели. В самом деле,
проходить сразу мимо всех причин, объективная реальность которых, по
крайней мере по их возможности, доступна нашему познанию путем приобретения
нового (fortgesetzte) опыта, и удовлетворяться одной лишь идеей, весьма
удобной для разума,- это принцип ленивого разума (ignava ratio). Что же
касается абсолютной целокупности оснований для объяснения в ряду причин, то
это не представляет никакого затруднения в отношении объектов мира, так как
эти объекты суть лишь явления и потому в синтезе рядов [их] условий никогда
нельзя надеяться найти что-либо законченное.

Трансцендентальные гипотезы спекулятивного применения разума и свободу
пользоваться взамен недостающих физических оснований сверхфизическими
основаниями нельзя допустить отчасти потому, что разум таким путем вовсе не
продвигается вперед, а скорее отрезает путь для дальнейшего своего
применения, отчасти же потому, что эта вольность в конечном счете лишила бы
его всех плодов с возделываемой им почвы, а именно опыта. Действительно,
если объяснение природы становится иногда затруднительным, у нас под рукой
всегда есть трансцендентные основания для объяснения, освобождающие нас от
исследования, и наши изыскания заканчиваются не усмотрением, а полной
непонятностью принципа, который уже заранее был придуман так, чтобы в нем
содержалось понятие абсолютно первого.

Второе условие допустимости гипотезы заключается в ее достаточности, т. е.
в том, чтобы a priori определять из нее следствия, которые даны. Если для
этой цели нам приходится прибегать еще к вспомогательным гипотезам, то
возникает подозрение, что они составляют лишь вымысел, так как каждая из
них сама по себе нуждается в таком же обосновании, какое необходимо для
положенной в основу мысли, и потому не может служить солидным
свидетельством. Если допустить существование безгранично совершенной
причины, то у нас, правда, не будет недостатка в основаниях для объяснения
всякой целесообразности, порядка и величия, встречающихся в мире; но так
как существуют отклонения [от целесообразности и т. д.] и зло, по крайней
мере по нашим понятиям, то эта гипотеза нуждается в дополнительных
гипотезах, чтобы спастись от них как от возражений. Если простая
самостоятельность человеческой души, положенная в основу ее явлений,
оспаривается из-за затруднения ввиду сходства этих явлений с изменениями
материи (с ростом и убыванием), то на помощь необходимо призывать новые
гипотезы, которые, правда, не лишены правдоподобия, но все же ничем не
подтверждаются, так как удостоверяются лишь той гипотезой, которая
доставляет им мнение, принятое в качестве главного довода, и это мнение они
же должны защищать.

Если приведенные здесь в качестве примера утверждения разума (нетелесное
единство души и существование высшей сущности) выдаются не за гипотезы, а
за доказанные a priori догмы, то нам нечего говорить о них здесь. Но в
таком случае следует принять меры, чтобы доводы в пользу них обладали
аподиктической достоверностью демонстрации. В самом деле, желание сделать
действительность таких идей только вероятной было бы бессмысленным, вроде
того как если бы кто-нибудь задумал дать только вероятное доказательство
положений геометрии. Разум, обособленный от опыта, или познает все только a
priori и как необходимое, или же ничего не познает. Поэтому его суждение
никогда не бывает мнением, оно всегда бывает или отказом от всякого
суждения, или аподиктической достоверностью. Мнения и вероятные суждения о
том, что присуще вещам, бывают только основаниями для объяснения того, что
действительно дано, или основанными на эмпирических законах выводами из
того, что положено в основу как действительное; стало быть, они находятся
только в ряду предметов опыта. Вне этой области высказывать мнения - значит
играть мыслями, за исключением разве того случая, когда мы только держимся
мнения, что нам, быть может, удастся найти истину на ненадежном пути
суждения.

Хотя в лишь спекулятивных вопросах чистого разума не бывает гипотез для
того, чтобы построить на них суждения, тем не менее они вполне допустимы,
когда речь идет только о том, чтобы их защитить, т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249