Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Но этот регресс всегда состоит только
в определении [нами] величины и потому не дает определенного понятия, а
следовательно, и понятия о величине, которая была бы бесконечной в
отношении какой-то меры; следовательно, он идет не в бесконечность (как бы
данную), а в неопределенную даль, чтобы дать объем (опыта), который
становится действительным только благодаря этому регрессу.


II Разрешение космологической идеи о целокупности деления данного целого в
созерцании

Если я делю целое, данное в созерцании, то я иду от обусловленного к
условиям его возможности. Деление частей (subdivisio или decompositio) есть
регресс в ряду этих условий. Абсолютная целокупность этого ряда была бы
дана лишь в том случае, если бы регресс мог дойти до простых частей. Но
если все части в непрерывно продолжающемся разложении в свою очередь еще
делимы, то деление, т. е. регресс от обусловленного к его условиям, идет in
infinitum, потому что условия (части) содержатся в самом обусловленном и
даны все вместе с ним, так как оно целиком дано в созерцании, заключенном в
его границы. Следовательно, этот регресс не следует называть только
регрессом in indefinitum, как это позволила лишь предыдущая космологическая
идея, где я должен был идти от обусловленного к его условиям, которые
находились вне обусловленного, т. е. не были даны вместе с ним, а лишь
присоединялись к нему в эмпирическом регрессе. Тем не менее о целом,
делимом до бесконечности, нельзя сказать, что оно состоит из бесконечного
множества частей. В самом деле, хотя все части содержатся в созерцании
целого, однако в нем не содержится все деление, состоящее лишь в
продолжающемся разложении или самом регрессе, который единственно и делает
ряд действительным. Так как этот регресс бесконечен, то в данном целом,
правда, содержатся как агрегаты все члены (части), до которых доходит
регресс, однако не весь ряд деления, который последовательно бесконечен и
никогда не есть целый ряд, следовательно, не может показывать бесконечного
множества частей и собирания их в одно целое.

Это общее замечание легко применить прежде всего к пространству. Всякое
созерцаемое в своих границах пространство есть такое целое, части которого
при всяком разложении в свою очередь все еще представляют собой
пространства, и потому оно делимо до бесконечности.

Отсюда совершенно естественно вытекает также второе применение [этого
замечания], а именно к внешнему явлению (телу), заключенному в своих
границах. Делимость тела основывается на делимости пространства,
составляющего возможность тела как протяженного целого. Следовательно, тело
делимо до бесконечности, хотя и не состоит еще ввиду этого из бесконечного
множества частей.

Так как тело должно представляться как субстанция в пространстве, то
кажется, что оно должно отличаться от пространства, поскольку дело идет о
законе делимости пространства; ведь можно, конечно, соглашаться с тем, что
разложением в пространстве никогда не может быть устранено какое-либо
сложение, так как в противном случае само пространство, которое, кроме
сложения, не имеет ничего самостоятельного, исчезло бы (что невозможно); но
утверждение, что после мысленного устранения всякого сложения материи
ничего не остается, кажется несовместимым с понятием субстанции, потому что
субстанция, как считают, есть, собственно, субъект всякого сложения, и она
должна была бы остаться в своих элементах, хотя бы и была устранена связь
между ними в пространстве, благодаря которой они образуют тело. Однако то,
что в явлении называется субстанцией, не обладает такими свойствами, какие
мыслились бы относительно вещи в себе на основании чистого рассудочного
понятия. Субстанция в явлении есть не абсолютный субъект, а постоянный
образ чувственности и не более как созерцание, в котором вообще нет ничего
безусловного.

Хотя это правило продвижения в бесконечность, без сомнения, действует при
делении явления как простого наполнения пространства, тем не менее оно не
может иметь силу, если мы захотим распространить его также на определенное
множество уже так или иначе обособленных в данном целом частей,
составляющих благодаря этому quantum discrctum. Допускать, что во всяком
расчлененном (организованном) целом всякая часть в свою очередь расчленена
и что, таким образом, при разложении частей нам будут встречаться до
бесконечности все новые организованные части (Kunsttcilc),-одним словом,
допускать, что целое расчленено до бесконечности, никак нельзя, хотя,
конечно, можно допускать, что части материи при их разложении могли бы быть
расчленены до бесконечности.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249