Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

В самом деле,
сколько бы мы ни расчленяли понятия о предметах, мы не могли бы, исходя
только из этих понятий, прийти от предмета и его существования к
существованию или способу существования другого предмета. Итак, что же нам
оставалось? Возможность опыта как знания, в котором все предметы должны
иметь в конце концов возможность быть данными нам, если представление о них
должно иметь для нас объективную реальность. А в возможности опыта,
сущностная форма которого состоит в синтетическом единстве апперцепции всех
явлений, мы нашли априорные условия полного и необходимого временного
определения всякого существования в явлении - априорные условия, без
которых было бы невозможно само эмпирическое временное определение; этим
путем мы нашли также правила априорного синтетического единства,
посредством которых мы могли антиципировать опыт. Отсутствие этого метода и
беспочвенные притязания догматически доказать синтетические положения,
которые применение рассудка в опыте рекомендует как свои принципы, были
причиной многочисленных, но всегда тщетных попыток доказать закон
достаточного основания. О двух других аналогиях, хотя ими всегда молчаливо
пользовались, никто и не думал, так как не руководствовались категориями,
без чего нельзя обнаружить и сделать заметным всякий пробел и в понятиях, и
в основоположениях рассудка.

4. Постулаты эмпирического мышления вообще

1. То, что согласно с формальными условиями опыта (если иметь в виду
созерцание и понятия), возможно. 2. То, что связано с материальными
условиями опыта (ощущения), действительно. 3. То, связь чего с
действительным определена согласно общим условиям опыта, существует
необходимо.

Пояснение

Категории модальности имеют ту особенность, что как определение объекта они
нисколько не расширяют понятия, которому они служат предикатами, а выражают
только отношение к познавательной способности. Если понятие какого-нибудь
предмета уже совершенно полное, то я все же еще могу спросить об этом
предмете: только ли возможный он или действительный, и в последнем случае,
не есть ли он также необходимый предмет? Тем самым уже не мыслятся
определения в самом объекте, а только ставится вопрос, как он (вместе со
всеми своими определениями) относится к рассудку и эмпирическому применению
его, к эмпирической способности суждения и к разуму (в его применении к
опыту).

Поэтому и основоположения о модальности содержат не что иное, как
разъяснение понятий возможности, действительности и необходимости в их
эмпирическом применении и тем самым также ограничение всех категорий чисто
эмпирическим применением, не допускающее и не разрешающее
трансцендентального применения их. В самом деле, если категории имеют не
одно только логическое значение и не должны быть аналитическим выражением
форм мышления, а должны относиться к вещам и их возможности,
действительности или необходимости, то они должны быть направлены на
возможный опыт и его синтетическое единство, в котором только и могут быть
даны предметы познания.

Постулат возможности вещей требует, следовательно, чтобы понятие их
согласовалось с формальными условиями опыта вообще. Но опыт вообще, т. е.
объективная форма его, содержит в себе весь синтез, необходимый для
познания объектов. Понятие, выражающее собой синтез, оказывается пустым и
не относится ни к какому предмету, если этот синтез не принадлежит опыту-
или как заимствованный из опыта, и тогда понятие называется эмпирическим,
или как такой, на котором как на априорном условии основывается опыт вообще
(форма его), и тогда понятие называется чистым, не переставая, однако,
принадлежать опыту, так как его объект может встречаться только в опыте. В
самом деле, откуда же взялся бы характер возможности предмета, мыслимого
посредством априорного синтетического понятия, если не из синтеза,
составляющего форму эмпирического познания объектов? Отсутствие
противоречия в таком понятии есть, правда, необходимое логическое условие,
но оно далеко не достаточно для объективной реальности понятия, т. е. для
возможности предмета, мыслимого посредством понятия. Например, в понятии
фигуры, образуемой двумя прямыми линиями, нет противоречия, так как понятия
о двух прямых линиях и пересечении их не содержат в себе никакого отрицания
фигуры; невозможность [такой фигуры] основывается не на понятии самом по
себе, а на построении его в пространстве, т. е. на условиях пространства и
определения его, которые в свою очередь имеют объективную реальность, т. е.
относятся к возможным вещам, так как содержат в себе a priori форму опыта
вообще.

Мы хотим раскрыть теперь широкую пользу и значение этого постулата
возможности.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249