Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Поэтому если знание рассматривается как
обусловленное, то разум вынужден рассматривать весь ряд условий по
восходящей линии как завершенный и данный во всей своей целокупности. Но
если то же самое знание рассматривается и как условие других знаний,
составляющих некоторый ряд следствий по нисходящей линии, то разуму может
быть совершенно безразлично, как далеко заходит это продвижение a parte
posteriori и вообще возможна ли целокупность этого ряда: для предлежащего
вывода он в этом ряде не нуждается, так как вывод уже в достаточной степени
определен и удостоверен своими основаниями a parte priori. Имеет ли
[данный] ряд посылок на стороне условий нечто первое в качестве высшего
условия или не имеет, и, стало быть, этот ряд а parte priori не ограничен,
-все равно он должен содержать в себе целокупность условия, если даже
допустить, что мы не в состоянии охватить его, и весь ряд должен быть
безусловно истинным, если обусловленное, рассматриваемое как вытекающее из
этого ряда следствие, должно считаться истинным.

Это есть требование разума, который возвещает свое познание как a priori
определенное и необходимое- или само по себе, и в таком случае оно не
нуждается ни в каких основаниях, или оно выведено как член такого ряда
оснований, который сам обладает безусловной истинностью.

ПЕРВОЙ КНИГИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ДИАЛЕКТИКИ


РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ


Система трансцендентальных идей

Мы имеем здесь дело не с логической диалектикой, которая отвлекается от
всякого содержания знания и занимается только тем, что обнаруживает в форме
умозаключений ложный блеск, а с трансцендентальной диалектикой, которая
должна совершенно a priori содержать в себе источник определенных знаний из
чистого разума и полученных путем умозаключений понятий, предмет которых
никак не может быть дан эмпирически, так что они всецело находятся вне
способности чистого рассудка. Из естественного отношения, которое должно
существовать между трансцендентальным и логическим применением нашего
знания как в умозаключениях, так и в суждениях, мы заключили, что имеется
только три вида диалектических выводов, соответствующих трем видам
умозаключений, посредством которых разум, исходя из принципов, может
достичь познания, и что в каждом из этих видов задача разума состоит в том,
чтобы восходить от обусловленного синтеза, которым всегда связан рассудок,
к безусловному синтезу, к которому рассудок никогда не может прийти.

Всеобщее всякого отношения, которое могут иметь наши представления, это 1)
отношение к субъекту, 2) отношение к объектам, притом или как явлениям, или
как предметам мышления вообще. Если соединить это подразделение с
вышеуказанным, то всякое отношение представлений, о которых мы можем иметь
или понятие, или идею, будет трояким: 1) отношение к субъекту, 2) к
многообразному [содержанию] объекта в явлении, 3) ко всем вещам вообще.

Все чистые понятия вообще имеют дело с синтетическим единством
представлений, но понятия чистого разума (трансцендентальные идеи) имеют
дело с безусловным синтетическим единством всех условий вообще.
Следовательно, все трансцендентальные идеи можно разделить на три класса:
из них первый содержит в себе абсолютное (безусловное) единство мыслящего
субъекта, второй- абсолютное единство ряда условии явлений, а третий-
абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще.

Мыслящий субъект есть предмет психологии, совокупность всех явлений (мир)
есть предмет космологии, а вещь, содержащая в себе высшее условие
возможности всего, что можно мыслить (сущность всех сущностей), есть
предмет теологии. Таким образом, чистый разум дает идею для
трансцендентального учения о душе (psychologia rationalise для
трансцендентальной науки о мире (cosmologia rationalis) и, наконец, также
для трансцендентального познания Бога (theologia transcendentalis). И самый
план любой из этих наук не исходит из рассудка, даже если бы рассудок был
связан с высшим логическим применением разума, т. е. пользовался всеми
возможными умозаключениями, чтобы подняться от одного из своих предметов
(явления) ко всем другим до самых отдаленных звеньев эмпирического синтеза:
план этих наук есть чистый и подлинный продукт или проблема одного лишь
чистого разума.

Какие виды чистых понятий разума принадлежат к этим трем разрядам всех
трансцендентальных идей, об этом будет подробно сказано в следующем
разделе. Они следуют пути, предначертанному категориями, так как чистый
разум всегда имеет отношение не прямо к предметам, а к понятиям рассудка о
них.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249