Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Следовательно, высшая сущность остается для чистого спекулятивного
применения разума только идеалом, однако безукоризненным идеалом, понятием,
которое завершает и увенчивает все человеческое знание и объективную
реальность которого этим путем, правда, нельзя доказать, но и нельзя также
опровергнуть; и если должна существовать этикотеология, которая может
восполнить этот пробел, то в таком случае трансцендентальная теология,
бывшая до тех пор лишь проблематической, может доказать свою необходимость
путем определения своего понятия и постоянной цензуры разума, довольно
часто обманывающегося чувственностью и не всегда согласного с своими
собственными идеями. Необходимость, бесконечность, единство, существование
вне мира (не в качестве мировой души), вечность без условий времени,
вездесущее без условий пространства, всемогущество и т. п. - все это чисто
трансцендентальные предикаты, и потому их очищенное понятие, в котором так
нуждается всякая теология, может быть получено только из трансцендентальной
теологии.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ДИАЛЕКТИКЕ


О регулятивном применении идей чистого разума

Результат всех диалектических попыток чистого разума не только подтверждает
то, что мы доказали уже в трансцендентальной аналитике, а именно что все
наши заключения, желающие вывести нас за пределы возможного опыта,
обманчивы и неосновательны, но и показывает нам, в частности, что
человеческий разум имеет при этом естественную склонность переходить эту
границу и что трансцендентальные идеи для него так же естественны, как
категории для рассудка, однако с той разницей, что последние ведут к
истине, т. е. к соответствию наших понятий с объектом, а первые производят
только видимость, но непреодолимую видимость, против которой вряд ли можно
устоять, даже прибегая к самой острой критике.

Все, что имеет основу в природе наших способностей, должно быть
целесообразным и согласным с их правильным применением, если только мы
можем оградить себя от некоторых недоразумений и найти верное направление
для них. Следовательно, трансцендентальные идеи, по всей вероятности,
должны иметь полезное и, значит, имманентное применение, хотя, если неверно
понять их значение и рассматривать их как понятия действительных вещей, они
могут стать в своем применении трансцендентными и потому обманчивыми. В
самом деле, не идея сама по себе, а только ее применение может быть в
отношении всего возможного опыта или выходящим за его пределы
(трансцендентным), или присущим ему (имманентным) в зависимости от того,
направляем ли мы идею прямо на якобы соответствующий ей предмет или только
на применение рассудка вообще к предметам, с которыми он имеет дело; и все
ошибки, вызываемые подстановкой, всегда следует приписывать недостатку в
способности суждения, а не рассудку или разуму.

Разум никогда не имеет прямого отношения к предмету, а имеет всегда
отношение только к рассудку и посредством него -к своему собственному
эмпирическому применению; следовательно, он не создает никаких понятий (об
объектах), а только упорядочивает их и дает им то единство, которое они
могут иметь при максимальном своем расширении, т. е. в отношении к
целокупности рядов; рассудок обращает внимание не на эту целокупность, а
только на ту связь, посредством которой повсюду возникают ряды условий
согласно понятиям. Следовательно, разум имеет своим предметом, собственно,
только рассудок и его целесообразное применение; и подобно тому как
рассудок объединяет многообразное в объекте посредством понятий, так и
разум со своей стороны объединяет многообразное [содержание] понятий
посредством идей, ставя некоторое общее единство целью действий рассудка,
которые вообще-то занимаются только дистрибутивным единством.

Итак, я утверждаю, что трансцендентальные идеи никогда не имеют
конститутивного применения, благодаря которому были бы даны понятия тех или
иных предметов, и, в случае если их понимают таким образом, они становятся
лишь умствующими (диалектическими) понятиями. Но зато они имеют
превосходное и неизбежно необходимое регулятивное применение, а именно они
направляют рассудок к определенной цели, ввиду которой линии направления
всех его правил сходятся в одной точке, и, хотя эта точка есть только идея
(focus imaginarius), т. е. точка, из которой рассудочные понятия в
действительности не исходят, так как она находится целиком за пределами
возможного опыта, тем не менее она служит для того, чтобы сообщить им
наибольшее единство наряду с наибольшим расширением. Отсюда, правда,
возникает обманчивое представл

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249