Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума


О прямой линии можно с полным основанием сказать, что ее можно продолжить
до бесконечности; здесь различение бесконечного и неопределимо далекого
продвижения (progressus in indefinitum) было бы тонкостью, не имеющей
никакого значения. В самом деле, хотя продолжайте линию in indefinitum
звучит правильнее, чем продолжайте линию in infinitum, так как первое
означает не более как продолжайте ее сколько угодно, а второе-вы никогда не
должны переставать продолжать ее (между тем как это именно не нужно в
данном случае), тем не менее если речь идет только е возможности, то первое
выражение совершенно правильное, так как вы можете увеличивать ее до
бесконечности. То же можно сказать и о тех случаях, когда речь идет только
о прогрессе, т е. о продвижении от условия к обусловленному; это возможное
продвижение идет в ряду явлений до бесконечности. От родителей вы можете
бесконечно идти по нисходящей линии поколений и даже думать, что эта линия
в мире так и продолжается. В самом деле, здесь разум вовсе не нуждается в
абсолютной целокупности ряда, потому что он не предполагает его как условие
и как нечто данное (datum), а мыслит его только как нечто обусловленное,
которое только может быть дано (dabile) и бесконечно может дополняться.
Совершенно иначе обстоит дело с проблемой: как далеко уходит в том или ином
ряду регресс от данного обусловленного к условиям, могу ли я сказать, что
это есть нисхождение в бесконечность или только нисхождение, простирающееся
неопределимо далеко (in indefinitum); следовательно, могу ли я от живущих в
настоящее время людей восходить в ряду их предков до бесконечности, или же
я могу только сказать, что, сколько бы я ни возвращался назад, я никогда не
могу найти эмпирического основания, чтобы считать где-то ряд ограниченным,
так что имею право и даже обязан искать, хотя и нс предполагать, для
каждого из прародителей еще и его предков.
Соответственно этому я утверждаю, что если целое дано в эмпирическом
созерцании, то регресс в ряду его внутренних условий идет в бесконечность.
Если же дан только член ряда, от которого регресс еще должен идти к
абсолютной целокупности, то имеет место лишь нисхождение в неопределенную
даль (in indefinitum). Так, о делении данной в определенных границах
материи (тела) следует говорить, что оно идет в бесконечность, так как эта
материя дана в эмпирическом созерцании целиком, следовательно, со всеми
своими возможными частями. А так как условием этого целого служит его
часть, а условием этой части-часть этой части и т. д. и так как в этом
регрессе разложения нигде нельзя найти безусловного (неделхмого) члена
этого ряда условий, то не только нет нигде эмпирического основания для
того, чтобы прекратить деление, но и дальнейшие члены деления, которое
должно быть продолжено, сами эмпирически даны до осуществления этого
дальнейшего деления, т. е. деление продолжается до бесконечности. Наоборот,
определенный ряд предков данного человека не дан в своей абсолютной
целокупности ни в каком возможном опыте; но регресс идет от каждого члена
этого поколения к более отдаленному члену, так что нельзя найти никакой
эмпирической границы, которая показывала бы какой-нибудь член как абсолютно
безусловный. Но так как те члены, которые могли бы служить условием для
этого, не даны до регресса в эмпирическом созерцании целого, то этот
регресс идет не в бесконечность (деления данного), а в неопределимую даль,
подыскивая к данным членам все новые члены, которые в свою очередь каждый
раз даны только как обусловленные.
В обоих этих случаях, как в regressus in infinitum, так и в regressus in
indefinitum, ряд условий не рассматривается как бесконечно данный в
объекте. Это не вещи, которые даются сами по себе, а только явления,
которые лишь в самом регрессе даются как условия друг друга. Следовательно,
вопрос уже не в том, как велик этот ряд условий сам по себе, конечен ли он
или бесконечен, ведь сам по себе этот ряд ничто, а лишь в том, как должны
мы производить эмпирический регресс и как далеко мы должны продолжать его.
И значительное различие заключается именно в правиле этого продвижения.
Если целое было дано эмпирически, то в ряду его внутренних условий можно
идти назад до бесконечности. Если же целое не дано, а только должно еще
быть дано посредством эмпирического регресса, то я могу лишь сказать, что
можно до бесконечности продвигаться ко все более отдаленным условиям ряда.
В первом случае я мог сказать, что всегда имеется и эмпирически дано больше
членов, чем я достигаю посредством регресса (разложения), а во втором
случае я говорю, что могу идти в регрессе все дальше, так как ни один член
не дан эмпирически как абсолютно безусловный, следовательно, все еще
возможен более отдаленный член и, стало быть, искать его необходимо.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249