Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Все возражения против
этого суть лишь уловки ложно направленного разума, который ошибочно
старается обособить предметы чувств от формального условия нашей
чувственности и рассматривает их как данные рассудку предметы сами по себе,
хотя они суть лишь явления; если бы эти предметы были вещами самими по
себе, то, конечно, о них ничего нельзя было бы a priori узнать
синтетически, стало быть, и посредством чистых понятий о пространстве, и
сама наука, определяющая эти понятия, а именно геометрия, была бы
невозможна.

2. Антиципации восприятия

Принцип их таков: реальное, составляющее предмет ощущения, имеет во всех
явлениях интенсивную величину, т. е. степень.

Доказательство

Восприятие есть эмпирическое сознание, т. е. такое сознание, в котором есть
также ощущение. Явления как предметы восприятия в отличие от пространства и
времени (которые, не могут быть восприняты сами по себе) не есть чистые
(только формальные) созерцания. Следовательно, кроме созерцания они
содержат в себе материал для какого-нибудь объекта вообще (то, посредством
чего нечто существующее представляется в пространстве или времени), т. е.
реальное [содержание] ощущения, как чисто субъективное представление,
которое дает нам лишь сознание того, что субъект подвергается воздействию,
и которое мы относим к объекту вообще. От эмпирического сознания к чистому
возможен постепенный переход, ибо реальное [содержание] его совершенно
исчезает и остается чисто формальное сознание (a priori) многообразного в
пространстве и времени; следовательно, возможен также синтез создания
величины ощущения- от его начала, [т. е.] чистого созерцания = О, вплоть до
любой его величины. Так как ощущение само по себе вовсе не есть объективное
представление и не содержит в себе ни созерцания пространства, ни
созерцания времени, то оно не обладает экстенсивной величиной, но все же
имеет некоторую величину (а именно благодаря схватыванию ее, в котором
эмпирическое сознание может возрасти в определенное время от 0 до данной
меры схватывания), стало быть, интенсивную величину; в соответствии с ней
всем объектам восприятия, поскольку в последнем содержится ощущение, должна
быть приписана интенсивная величина, т. е. степень влияния на чувство.

Всякое знание, посредством которого я могу a priori познать и определить
все относящееся к эмпирическому знанию, можно назвать антиципацией. Но в
явлениях есть нечто такое, что никогда не познается a priori и поэтому
составляет истинное отличие эмпирического знания от априорного, а именно
ощущение (как материя восприятия); следовательно, ощущение есть,
собственно, то, что никак нельзя антиципировать. Чистые же определения в
пространстве и времени как в отношении фигуры, так и в отношении величины
можно было бы назвать антиципациями явлений, потому что они представляют a
priori то, что всегда может быть дано в опыте a posteriori. Но если
допустить, что существует нечто a priori познаваемое во всяком ощущении как
ощущении вообще (хотя бы частное ощущение и не было дано), то оно
заслуживает названия антиципации в необычном значении, так как особенно
поразительной кажется способность предварять опыт в том именно, что
касается материи опыта, которую можно почерпнуть только из него. Таков
именно рассматриваемый нами случай.

Схватывание исключительно посредством ощущения наполняет только одно
мгновение (а именно если я не принимаю в расчет последовательности многих
ощущений). Стало быть, ощущение как нечто такое в явлении, схватывание чего
не есть последовательный синтез, идущий от частей к целому представлению,
не имеет экстенсивной величины: отсутствие ощущения в одном и том же
мгновении представляло бы его пустым, следовательно = 0. Но то, что в
эмпирическом созерцании соответствует ощущению, есть реальность (realitas
phaenomenon), а то, что соответствует отсутствию ощущения, есть отрицание
=0. Далее, всякое ощущение способно слабеть, т. е. может убывать и таким
образом постепенно исчезать. Поэтому между реальностью в явлении и
отрицанием существует непрерывный ряд многих возможных промежуточных
ощущений, различие между которыми всегда меньше, чем различие между данным
ощущением и нулем, т. е. совершенным отрицанием; иными словами, реальное в
явлении всегда имеет величину, которая, однако, не схватывается, так как
схватывают посредством одного лишь ощущения в одно мгновение, а не при
помощи последовательного синтеза многих ощущений, и, следовательно, это
схватывание не идет от частей к целому; стало быть, реальное в явлении
имеет, правда, величину, но не экстенсивную.

Величину, которая схватывается только как единство и в которой
множественность можно представлять себе только путем приближения к
отрицанию 0, я называю интенсивной.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249