Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума


Тем не менее явления доставляли бы нашему созерцанию предметы, так как
созерцание вовсе не нуждается в функциях мышления.

Казалось бы, легко отделаться от подобного трудного исследования, ссылаясь
на то, что опыт постоянно доставляет примеры такой правильной
последовательности явлений, дающие достаточно оснований отвлечь от них
понятие причины и тем самым подтвердить объективную значимость его. Однако
здесь упускают из виду, что таким путем понятие причины вовсе не может
возникнуть: оно или должно быть обосновано в рассудке совершенно a priori,
или должно быть совсем отброшено как чистый вымысел. В самом деле, это
понятие непременно требует, чтобы нечто (А) было таким, чтобы из него
необходимо и по безусловно всеобщему правилу следовало нечто другое (В).
Явления дают, конечно, много случаев для установления правила, согласно
которому нечто обыкновенно происходит, однако они никогда не доказывают,
что следствие вытекает с необходимостью; поэтому синтез причины и действия
обладает таким достоинством, которого никак нельзя выразить эмпирически:
оно состоит в том, что действие не просто присоединяется к причине, а
полагается причиной и следует из нее. Строгая всеобщность правил также не
может быть свойством эмпирических правил, которые приобретают с помощью
индукции только сравнительную всеобщность, т. е. широкую применимость.
Применение же чистых рассудочных понятий совершенно изменилось бы, если бы
они рассматривались только как эмпирические порождения.

14. Переход к трансцендентальной дедукции категорий

Возможны лишь два случая, при которых синтетическое представление и его
предметы могут сообразоваться, необходимым образом относиться друг к другу
и как бы встречаться друг с другом: если предмет делает возможным
представление или если представление делает возможным предмет. В первом
случае это отношение имеет лишь эмпирический характер, и представление
никоим образом не может быть априорным. Таковы явления, поскольку речь идет
о том, что в них принадлежит к ощущениям. Во втором же случае, хотя
представление само по себе не создает своего предмета в смысле [его}
существования (так как мы не говорим здесь о причинности представления при
посредстве воли), тем не менее оно a priori определяет предмет, если только
с его помощью можно познать нечто как предмет. Есть два условия, при
которых единственно возможно познание предмета: во-первых, созерцание,
посредством которого предмет дается, однако только как явление; во-вторых,
понятие, посредством которого предмет, соответствующий этому созерцанию,
мыслится. Из сказанного выше, однако, ясно, что первое условие, т. е. то
условие, при котором единственно можно созерцать предметы, в
действительности a priori составляет в душе основу объектов, что касается
их формы. Следовательно, все явления необходимо согласуются с этим
формальным условием чувственности, так как они лишь при нем могут являться,
т. е. быть эмпирически созерцаемыми и данными. Теперь возникает вопрос, не
предшествуют ли также априорные понятия как условия, единственно при
которых нечто, хотя и не созерцается, тем не менее мыслится как предмет
вообще; ведь в таком случае всякое эмпирическое знание о предметах
необходимо должно сообразоваться с такими понятиями, так как без допущения
таких понятий ничто не может быть объектом опыта. И действительно, всякий
опыт содержит в себе кроме чувственного созерцания, посредством которого
нечто дается, еще и понятие о предмете, который дан в созерцании или
является в нем; поэтому в основе всякого опытного знания лежат понятия о
предметах вообще как априорные условия; следовательно, объективная
значимость категорий как априорных понятий должна основываться на том, что
опыт возможен (что касается формы мышления) только посредством них. В таком
случае они необходимо и a priori относятся к предметам опыта, так как
только с их помощью можно мыслить какой-нибудь предмет опыта вообще.

Итак, трансцендентальная дедукция всех априорных понятий содержит следующий
принцип, на который должно быть направлено все исследование: априорные
понятия следует признать априорными условиями возможности опыта (будь то
возможности созерцания, встречающегося в опыте, или возможности мышления).
Понятия, служащие объективными основаниями возможности опыта, именно
поэтому необходимы. Но развитие опыта, в котором они встречаются, есть не
дедукция их (а только иллюстрация), иначе они были бы при этом случайны.
Без только что указанного первоначального отношения к возможному опыту, в
котором являются все предметы знания, отношение этих понятий к какому бы то
ни было объекту вовсе нельзя было бы понять.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249