Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Но во-вторых, надо
заметить, что для этого годятся не все категории, а только те, в которых
синтез образует ряд, и притом ряд подчиненных друг другу (а не
координированных), условий для обусловленного. Абсолютная целокупность
требуется разумом лишь постольку, поскольку она касается восходящего ряда
условий для данного обусловленного, стало быть, не тогда, когда речь идет о
нисходящей линии следствий или об агрегате координированных условий для
этих следствий. В самом деле, условия для данного обусловленного уже
предполагаются и вместе с ним должны рассматриваться как данные; следствия
же не создают своих условий, а скорее предполагают их, и потому,
продвигаясь [от условий] к следствиям (или нисходя от данного условия к
обусловленному), можно не беспокоиться о том, прекратится ли этот ряд или
нет, и вообще вопрос о его целокупности не ставится разумом.
Так, время, полностью прошедшее до данного момента, необходимо мыслится и
как данное (хотя и неопределимое нами). Что же касается будущего времени,
оно не служит условием для достижения настоящего времени, и потому для
понимания настоящего совершенно безразлично, как мы будем рассматривать
будущее время: предположим ли мы, что оно прекратится где-то или что оно
будет продолжаться до бесконечности. Положим, мы имеем ряд m, n, о, в
котором п дано как обусловленное со стороны m и n то же время как условие
для о; допустим, что этот ряд восходит от обусловленного n к m (l, k, i и
т. д.) и нисходит от условия п к обусловленному о (р. q. r и т. д.), в
таком случае, чтобы рассматривать п как данное, я должен предполагать
наличие первого ряда, и согласно разуму (целокупности условий) п возможно
только при посредстве этого ряда, тогда как от следующего ряда о, р. q, r
его возможность не зависит, и потому этот ряд мог бы рассматриваться не как
данный, а только как dabilis.
Синтез ряда на стороне условий, начиная с условия, ближайшего к данному
явлению, и продвигаясь к более отдаленным условиям, я называю регрессивным,
а синтез ряда на стороне обусловленного, начиная с ближайшего следствия и
продвигаясь к более отдаленным, я называю прогрессивным. Первый синтез
направлен in antecedentia, а второй-in consequentia. Космологические идеи,
следовательно, занимаются целокупностью регрессивного синтеза и направлены
in anteccdentia, а не in consequentia. Вопрос о следствиях есть
произвольная, а не необходимая проблема чистого разума, так как для полного
понимания того, что дано в явлении, нам нужны, конечно, основания, а не
следствия.
Чтобы составить теперь таблицу идей соответственно таблице категорий мы
возьмем, во-первых, оба первоначальных quanta всех наших созерцаний-время и
пространство. Время само по себе есть ряд (и формальное условие всех
рядов); поэтому в нем в отношении данного настоящего следует a priori
отличать antecedentia как условия (прошедшее) от consequentia (от
будущего). Следовательно, трансцендентальная идея абсолютной целокупности
ряда условий для данного обусловленного относится только ко всякому
прошедшему времени. Согласно идее разума все протекшее время необходимо
мыслится как данное в качестве условия данного мгновения. Что же касается
пространства, в нем самом по себе нет никакого различия между прогрессом и
регрессом: оно образует агрегат, но не ряд, так как его части существуют
все в одно и то же время. Настоящий момент я могу рассматривать в отношении
прошедшего времени только как обусловленное, но не как условие его, потому
что это мгновение возникает лишь благодаря протекшему времени (или, вернее,
благодаря протеканию прошедшего времени). Что же касается пространства, то
так как части его не подчинены друг другу, а координированы между собой, то
одна часть его не служит условием возможности другой, и само по себе
пространство в отличие от времени не составляет ряда. Однако синтез
многообразных частей пространства, посредством которого мы схватываем
пространство, все же последователен, значит, происходит во времени и
содержит в себе ряд. Так как в этом ряду составляющих агрегат пространств
(например, футов в сажени) пространства, мысленно прибавляемые к данному,
всегда составляют условие границы предыдущих, то измерение пространства
следует также рассматривать как синтез некоторого ряда условий для данного
обусловленного, только сторона условий сама по себе не отличается от
стороны обусловленного, так что regressus и progressus в пространстве
кажутся одинаковыми. Но так как часть пространства не дана посредством
другой части, а только ограничена ею, то всякое ограниченное пространство
мы должны рассматривать как обусловленное в том смысле, что оно
предполагает другое пространство в качестве условий своей границы, и т. д.
Следовательно, в отношении ограничения продвижение в пространстве также
есть регресс, и трансцендентальная идея абсолютной целокупности синтеза в
ряду условий касается также и пространства, а потому я могу ставить вопрос
и об абсолютной целокупности явления ж пространстве, и о целокупности
явления в протекшем времени.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249