Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



На этой трансцендентальной видимости наших психологических понятий
основываются еще три диалектических вопроса, составляющих настоящую цель
рациональной психологии и разрешимых только предыдущими исследованиями; это
вопросы: 1) о возможности общения души с органическим телом, т. е. об
анимализме и состоянии души при жизни человека; 2) о начале этого общения,
т. е. о душе во время рождения и до рождения человека; 3) о конце этого
общения, т. е. о душе во время смерти и после смерти человека (вопрос о
бессмертии).

Я утверждаю, что все затруднения, предполагаемые при постановке этих
вопросов и как догматические возражения выдаваемые за более глубокое
проникновение в природу вещей, чем то, какое доступно обыденному рассудку,
объясняются лишь иллюзией, побуждающей нас гипостазировать то, что
существует только в мыслях, и принимать его в том же качестве, что и
действительный предмет, находящийся вне мыслящего субъекта, а именно
считать протяжение, которое есть не что иное, как явление, свойством
внешних вещей, существующим и помимо нашей чувственности, а также принимать
движение за действие вещей, действительно происходящее само по себе и
помимо наших чувств. В самом деле, материя, общение которой с душой
возбуждает столько сомнений, есть не более как одна лишь форма или
некоторый способ представления о неизвестном предмете через то созерцание,
которое называется внешним чувством. Вне нас, конечно, может существовать
нечто такое, чему соответствует это явление, называемое нами материей;
однако в том же качестве, что и явление, оно находится не вне нас, ;>
исключительно в нас, как наша мысль, хотя эта мысль посредством указанного
чувства представляет его находящимся вне нас. Следовательно, материя
означает не особый вид субстанции, совершенно разнородный и отличный от
предмета внутреннего чувства (души), а только неоднородность явлений
предметов (которые сами по себе нам неизвестны), представления о которых мы
называем внешними в отличие от тех, которые мы относим к внутреннему
чувству, хотя эти внешние явления принадлежат только мыслящему субъекту,
точно так же как и все остальные мысли, с той лишь разницей, что они
обладают следующим обманчивым свойством: так как они представляют предметы
в пространстве, то они как бы отделяются от души и кажутся витающими вне
ее, между тем как само пространство, в котором их созерцают, есть не что
иное, как представление, слепок с которого в том же качестве не может
находиться вне души. Таким образом, вопрос ставится уже не об общении души
с другими известными и чужеродными субстанциями вне нас, а только о связи
представлений внутреннего чувства с модификациями нашей внешней
чувственности и о том, каким образом они связываются друг с другом согласно
постоянным законам, так что они соединяются в одном опыте.

Пока мы рассматриваем и внутренние и внешние явления только как
представления в опыте, мы не находим ничего нелепого или странного в
общении между этими двумя видами чувств. Но если мы гипостазируем внешние
явления, рассматривая их уже не как представления, а как вещи, существующие
также и вне нас, и сами по себе с теми же свойствами, какие им присущи в
нас, и их действия в отношении друг к другу, присущие им как явлениям,
ставим в связь со своим мыслящим субъектом, то действующие причины вне нас
приобретают такой характер, который не согласуется с их воздействием на
нас, так как он относится только к внешнему чувству, а это воздействие- к
внутреннему чувству, между тем эти чувства в высшей степени разнородны,
хотя и соединены в одном субъекте. В самом деле, в мире внешних явлений нет
никаких иных внешних действий, кроме перемен места, и никаких сил, кроме
тяготений (Bestrcbungen), которые сводятся к отношениям в пространстве как
своим следствиям. В нас же действия суть мысли, между которыми нет никаких
отношений места, движения, фигуры или пространственных определений вообще,
и мы совершенно теряем путеводную нить причинной связи в действиях, которые
должны отсюда проявляться во внутреннем чувстве. Однако нам следует
помнить, что тела суть не предметы сами по себе, находящиеся перед нами, а
только явления неизвестно какого предмета и что движение есть не действие
этой неизвестной причины, а только явление ее влияния на наши чувства;
следовательно, тела и движения не находятся вне нас, а суть лишь
представления в нас, стало быть, движение материи не произв

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249