Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума


Следовательно, эмпирическая психология должна быть совершенно изгнана из
метафизики и уже совершенно исключена из нее самой идеей метафизики.
Однако, согласно обыкновению в ученом мире, все же приходится еще оставить
для нее местечко в метафизике (хотя лишь в качестве эпизода) из соображений
экономии, так как она еще не настолько богата, чтобы самостоятельно
составить предмет изучения, и в то же время слишком важна, чтобы совершенно
исключить ее или придать ее какой-нибудь другой науке, от которой она еще
более далека, чем от метафизики. Следовательно, она лишь пришелец, который
пользуется приютом до тех пор, пока не создаст себе собственное жилище в
обстоятельно разработанной антропологии (составляющей подобие эмпирического
учения о природе).

Такова, следовательно, общая идея метафизики, от которой сначала ожидали
большего, чем по справедливости можно было требовать, льстя себя приятными
надеждами, и которая в конце концов стала предметом общего презрения, когда
надежды не оправдались. Весь ход нашей критики в достаточной степени
убеждает нас, что, хотя метафизика не может быть фундаментом для религии,
все же она остается оплотом ее и что человеческий разум, диалектический уже
по природе своей, не может обойтись без такой науки, обуздывающей его и
предохраняющей его посредством научного и совершенно ясного самопознания от
опустошений, которые в противном случае непременно произвел бы в морали и
религии не подчиненный закону спекулятивный разум. Поэтому можно быть
уверенным, что, как бы равнодушно или пренебрежительно ни относились к
метафизике те, кто оценивает науку не по ее природе, а только по ее
случайным результатам, они во всяком случае вернутся к ней, как к
поссорившейся с ними возлюбленной, так как разум, поскольку здесь задеты
его существенные цели, должен неустанно работать или над приобретением
основательных знаний, или над разрушением уже имеющихся знаний.

Следовательно, метафизика природы и нравов и в особенности предварительная
(пропедевтическая) критика разума, отваживающегося летать на собственных
крыльях, составляют, собственно, все то, что можно назвать философией в
подлинном смысле. Она все ставит в связь с мудростью, но на пути науки
единственном пути, который, раз он проложен, никогда не зарастает и не
допускает заблуждений. Математика, естествознание и даже эмпирические
знания человека имеют высокую ценность как средства главным образом для
случайных целей, а если они в конце концов становятся средством для
необходимых и существенных целей человечества, то это достигается не иначе
как при посредстве познания разума на основе одних лишь понятий, которое,
как бы мы ни называли его, есть, собственно, не что иное, как метафизика.

Именно поэтому метафизика есть также и завершение всей культуры
человеческого разума, необходимое даже и в том случае, если мы будем
игнорировать ее влияние как науки на некоторые определенные цели. В самом
деле, она рассматривает разум с точки зрения его начал и высших максим,
которые должны лежать в основе самой возможности некоторых наук и
применения всех наук. Как чистая спекуляция, она служит больше для
предотвращения ошибок, чем для расширения знаний, но это не наносит
никакого ущерба ее ценности, а скорее придает ей достоинство и авторитет,
как цензуре, которая обеспечивает общий порядок, согласие и даже
благополучие в мире науки и требует, чтобы мужественная и плодотворная
разработка ее не отвлекалась от главной цели- от всеобщего блаженства.


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО УЧЕНИЯ О МЕТОДЕ


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ


История чистого разума

Этим названием здесь обозначено лишь место, которое остается в системе и
должно быть заполнено в будущем. Я довольствуюсь тем, что с чисто
трансцендентальной точки зрения, а именно с точки зрения природы чистого
разума брошу беглый взгляд на уже сделанную работу в целом, которая кажется
мне, конечно, зданием, но лежащим в руинах.

Примечательно (хотя иначе, естественно, и быть не могло), что в детском
возрасте философии люди начинают с того, чем мы предпочитаем теперь
завершать, а именно с познания Бога и изучения надежды на загробный мир или
даже характера этого мира. Как ни грубы были понятия религии, возникшие на
почве древних обычаев, сохранившихся от первобытного состояния народов, все
же это не мешало просвещенным людям посвящать себя свободному исследованию
этого предмета, причем им было нетрудно заметить, что добродетельный образ
жизни есть самый основательный и самый надежный способ угодить невидимой
силе, управляющей миром, чтобы быть счастливым хотя бы в другом мире.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249