Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Огромные успехи, достигаемые разумом посредством математики, естественно,
возбуждают надежду, что если не сама математика, то во всяком случае ее
метод достигнет успеха также и вне области величин, так как она сводит все
свои понятия к созерцаниям, которые она может дать a priori и посредством
которых она может, так сказать, овладеть природой, тогда как чистая
философия со своими дискурсивными априорными понятиями стряпает учения о
природе, не будучи в состоянии сделать реальность своих понятий a priori
созерцательной и тем самым достоверной. К тому же у мастеров
математического искусства нет недостатка в уверенности в себе, да и
общество возлагает большие надежды на их ловкость, лишь бы они попробовали
взяться за это дело. Так как они вряд ли когда-либо философствовали по
поводу своей математики (трудное дело!), то специфическое различие между
указанными двумя видами применения разума вообще не приходит им в голову.
Ходячие, эмпирически применяемые правила, которые они заимствуют у
обыденного разума, они считают аксиомами. Откуда же получаются понятия
пространства и времени, которыми они занимаются (как единственными
первоначальными величинами),-этот вопрос вовсе не беспокоит их, и вообще им
кажется бесполезным исследовать происхождение чистых рассудочных понятий и
вместе с тем сферу их применения; они довольствуются тем, что пользуются
ими. Во всем этом они правы, если только они не выходят за указанные им
границы, а именно за пределы природы. В противном случае они незаметно
переходят из области чувственности на непрочную почву чистых и даже
трансцендентальных понятий (instabilis tellus, innabilis unda), где нельзя
ни стоять, ни плавать, а можно только сделать несколько слабых шагов, от
которых время не сохраняет ни малейшего следа, между тем как в математике
они пролагают широкий путь, которым с уверенностью могут идти также и
отдаленнейшие поколения.

Так как мы считаем своим долгом точно и с уверенностью определить границы
чистого разума в его трансцендентальном применении, между тем как такого
рода стремление обладает той особенностью, что, несмотря на самые
настойчивые и ясные предостережения, все еще надеются, пока окончательно не
отказываются от своего намерения, проникнуть за пределы опыта, в заманчивые
области интеллектуального,-то необходимо отнять как бы последний якорь у
богатой воображением надежды и показать, что следование математическому
методу в этом роде знания не может дать никакой выгоды, разве только то,
что тем яснее откроются его собственные недостатки: хотя геометрия и
философия подают друг другу руку в естествознании, тем не менее они
совершенно отличны друг от друга и потому не могут копировать методы друг у
друга.

Основательность математики зиждется на дефинициях, аксиомах и
демонстрациях. Я ограничусь указанием на то, что ничто из перечисленного в
том значении, какое оно имеет в математике, неприменимо в философии и не
может быть предметом подражания, что геометр, пользуясь своим методом,
может строить в философии лишь карточные домики, а философ со своим методом
может породить в математике лишь болтовню; между тем задача философии
именно в том и состоит, чтобы определять свои границы, и даже математик,
если только его талант от природы не ограничен и выходит 3d рамки своего
предмета, не может отвергнуть предостережений философии или пренебречь ими.

1. О дефинициях. Давать дефиницию-это значит, собственно, как видно из
самого термина, давать первоначальное и полное изложение понятия вещи в его
границах. Согласно этим требованиям, эмпирическое понятие не поддается
дефиниции- оно может быть только объяснено. Действительно, так как в
эмпирическом понятии мы имеем лишь некоторые признаки того или иного вида
предметов чувств, то мы никогда не уверены в том, не мыслится ли под
словом, обозначающим один и тот же предмет, в одном случае больше, а в
другом меньше признаков его. Так, одни могут подразумевать в понятии золото
кроме веса, цвета и ковкости еще и то, что золото не ржавеет, а другие,
быть может, ничего не знают об этом свойстве его. Мы пользуемся некоторыми
признаками лишь до тех пор, пока находим, что они достаточны для
различения; новые же наблюдения заставляют устранять одни признаки и
прибавлять другие, так что понятие никогда не остается в определенных
границах. Было бы бесполезно давать дефиницию такого понятия, так как,
например, если речь идет о воде и ее свойствах, мы не останавливаемся на
том, что подразумевается под словом "вода", а приступаем к экспериментам, и
слово с теми немногими признаками, которые мы связываем с ним, оказывается
только обозначением, но не понятием вещи, стало быть, даваемая здесь
дефиниция понятия есть лишь определение слова. Во-вторых, понятия, данные a
priori, например субстанция, причина, право, справедливость и т.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249