Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

То же самое
относится и к исчезновению, так как оно предполагает эмпирическое
представление о времени, в котором явления уже нет.

Субстанции (в явлении) суть субстраты всех определений времени.
Возникновение и исчезновение некоторых из них устранило бы единственное
условие эмпирического единства времени, и явления относились бы тогда к
двум различным временам, в которых существование протекало бы одновременно,
что нелепо. В действительности существует только одно время, в котором все
различные времена должны полагаться не вместе, а одно после другого.

Таким образом, постоянность есть необходимое условие, при котором только и
можно определить явления как вещи или предметы в возможном опыте. Что же
касается эмпирического критерия этой необходимой постоянности и вместе с
ней субстанциальности явлений, то высказывать о нем необходимые соображения
нам представится случай впоследствии.

В. Вторая аналогия


Основоположение о временной последовательности по закону причинности

Все изменения происходят по закону связи причины и действия.

Доказательство

Предыдущее основоположение доказало, что все явления, следующие друг за
другом во времени, суть лишь изменения, т. е. последовательное бытие и
небытие определений субстанции, которая постоянна; таким образом, бытие
самой субстанции, следующее за ее небытием, или небытие субстанции,
следующее за [ее] бытием, невозможно; иными словами, невозможно
возникновение или исчезновение самой субстанции. Это основоположение можно
выразить и так: всякая смена (последовательность) явлении есть лишь
изменение; в самом деле, возникновение или исчезновение субстанции не есть
изменения ее, так как понятие изменения предполагает один и тот же субъект
как существующий с двумя противоположными определениями, т. е. как
постоянный. Напомнив об этом, приступим к доказательству.

Я воспринимаю, что явления следуют друг за другом, т. е. в какое-то время
существует состояние вещи, противоположное прежнему ее состоянию.
Следовательно, я связываю, собственно говоря, два восприятия во времени. Но
связывание не есть дело одного лишь чувства и созерцания; здесь оно есть
продукт синтетической способности воображения, определяющего внутреннее
чувство касательно временного отношения. Однако воображение может связывать
два указанных состояния двояким образом, так, что или одно, или другое из
них предшествует во времени; ведь время само по себе нельзя воспринять и в
отношении к нему нельзя определить в объекте как бы эмпирически, что
предшествует и что следует. Стало быть, я сознаю только то, что мое
воображение полагает одно раньше, другое позднее, а не то, что в объекте
одно состояние предшествует другому; иными словами, посредством одного лишь
восприятия объективное отношение следующих друг за другом явлений остается
еще не определенным. Для того чтобы это отношение между двумя состояниями
познать определенно, нужно мыслить его так, чтобы посредством него было с
необходимостью определено, которое из них должно полагаться раньше и
которое позднее, а не наоборот. Но понятие, содержащее в себе необходимость
синтетического единства, может быть только чистым рассудочным понятием,
которое не заключено в восприятии, и в данном случае это-понятие отношения
причины и действия, из которых первое определяет во времени второе как
следствие, а не как нечто такое, что могло бы предшествовать только в
воображении (или вообще не могло бы быть воспринято). Следовательно, сам
опыт, т. е. эмпирическое знание о явлениях, возможен только благодаря тому,
что мы подчиняем последовательность явлений, стало быть всякое изменение,
закону причинности; таким образом, сами явления как предметы опыта возможны
только согласно этому же закону.

Многообразное [содержание] явления всегда схватывается последовательно [во
времени]. Представления о частях [явления] следуют друг за другом [во
времени]. Следуют ли они друг за другом также в предмете -это второй пункт
рефлексии, не содержащийся в первом. Мы можем, конечно, называть объектом
все, и даже всякое представление, поскольку мы сознаем его; однако, чтобы
решить, что означает это слово, когда речь идет о явлениях, поскольку они
(как представления) не объекты, а только обозначают какой-нибудь объект,
требуется более глубокое исследование. Поскольку они только как
представления суть также предметы сознания, их вовсе нельзя отличать от
схватывания, т. е. от включения в синтез воображения, и, следовательно
должно признать, что многообразное в явлениях всегда возникает в душе
последовательно [во времени]. Если бы явления были вещами самими по себе,
то ни один человек не мог бы усмотреть из последовательности представлений,
как их многообразное связано в объекте. Ведь мы имеем дело только со своими
представлениями; каковы вещи сами по себе (безотносительно к
представлениям, через которые они воздействуют на нас), это целиком
находится за пределами нашего познания.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249