Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Созерцание имеет место, только если нам дается
предмет; а это в свою очередь возможно, по крайней мере для нас, людей,
лишь благодаря тому, что предмет некоторым образом воздействует на нашу
душу (das Gemut afficiere). Эта способность (восприимчивость) получать
представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас, называется
чувственностью. Следовательно, посредством чувственности предметы нам
даются, и только она доставляет нам созерцания; мыслятся же предметы
рассудком, и из рассудка возникают понятия. Всякое мышление, однако, должно
в конце концов прямо (directe) или косвенно (indirecte) через те или иные
признаки иметь отношение к созерцаниям, стало быть, у нас- к чувственности,
потому что ни один предмет не может быть нам дан иным способом.

Действие предмета на способность представления, поскольку мы подвергаемся
воздействию его (afficiert werden), есть ощущение. Те созерцания, которые
относятся к предмету посредством ощущения, называются эмпирическими.
Неопределенный предмет эмпирического созерцания называется явлением.

То в явлении, что соответствует ощущениям, я называю его материей, а то,
благодаря чему многообразное в явлении (das Mannigfaltige der Erscheinung)
может быть упорядочено определенным образом, я называю формой явления. Так
как то, единственно в чем ощущения могут быть упорядочены и приведены в
известную форму, само в свою очередь не может быть ощущением, то, хотя
материя всех явлений дана нам только a posteriori, форма их целиком должна
для них находиться готовой в нашей душе a priori и потому может
рассматриваться отдельно от всякого ощущения.

Я называю чистыми (в трансцендентальном смысле) все представления, в
которых нет ничего, что принадлежит к ощущению. Сообразно этому чистая
форма чувственных созерцаний вообще, форма, в которой созерцается при
определенных отношениях все многообразное [содержание] явлений, будет
находиться в душе a priori. Сама эта чистая форма чувственности также будет
называться чистым созерцанием. Так, когда я отделяю от представления о теле
все, что рассудок мыслит о нем, как-то: субстанцию, силу, делимость и т.
п., а также все, что принадлежит в нем к ощущению, как-то: непроницаемость,
твердость, цвет и т. п., то у меня остается от этого эмпирического
созерцания еще нечто, а именно протяжение и образ. Все это принадлежит к
чистому созерцанию, которое находится в душе a priori также и без
действительного предмета чувств или ощущения, как чистая форма
чувственности.

Науку о всех априорных принципах чувственности я называю трансцендентальной
эстетикой. Следовательно, должна существовать наука, составляющая первую
часть трансцендентального учения о началах, в противоположность науке,
содержащей принципы чистого мышления и называемой трансцендентальной
логикой.

Итак, в трансцендентальной эстетике мы прежде всего изолируем
чувственность, отвлекая все, что мыслит при этом рассудок посредством своих
понятий, так чтобы не осталось ничего, кроме эмпирического созерцания.
Затем мы отделим еще от этого созерцания все, что принадлежит к ощущению,
так чтобы осталось только чистое созерцание и одна лишь форма явлений,
единственное, что может быть нам дано чувственностью a priori. При этом
исследовании обнаружится, что существуют две чистые формы чувственного
созерцания как принципы априорного знания, а именно пространство и время,
рассмотрением которых мы теперь и займемся.


ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ЭСТЕТИКИ ГЛАВА ПЕРВАЯ


О пространстве


2. Метафизическое истолкование этого понятия

Посредством внешнего чувства (свойства нашей души) мы представляем себе
предметы как находящиеся вне нас, и притом всегда в пространстве. В нем
определены или определимы их внешний вид, величина и отношение друг к
другу. Внутреннее чувство, посредством которого душа созерцает самое себя
или свое внутреннее состояние, не дает, правда, созерцания самой души как
объекта, однако это есть определенная форма, при которой единственно
возможно созерцание ее внутреннего состояния, так что все, что принадлежит
к внутренним определениям, представляется во временных отношениях. Вне нас
мы не можем созерцать время, точно так же как не можем созерцать
пространство внутри нас. Что же такое пространство и время? Есть ли они
действительные сущности, или они суть лишь определения или отношения вещей, <

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249