Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Мы поясним это одним из случаев применения разума. К различным видам
единства сообразно понятиям рассудка принадлежит также единство причинности
субстанции, называемой силой. Различные явления одной и той же субстанции
показывают на первый взгляд так много разнородного, что сначала приходится
допускать чуть ли не столько же сил, сколько обнаруживается действий, как,
например, в человеческой душе ощущение, сознание, воображение,
воспоминание, остроумие, способность различения, удовольствие, желание и
т.д. Вначале логическая максима предписывает по возможности ограничить это
кажущееся разнообразие, обнаруживая путем сравнения скрытое тождество и
исследуя, не есть ли связанное с сознанием воображение воспоминание,
остроумие, способность различения, а может быть, рассудок и разум. Идея
первоначальной силы, о существовании которой логика, однако, не дает
никаких сведений, есть по крайней мере проблема систематического
представления о многообразии сил. Логический принцип разума требует,
насколько возможно, осуществлять это единство, и, чем более явления одной и
другой силы оказываются тождественными между собой, тем вероятнее
становится, что они суть лишь различные проявления одной и той же силы,
которая (относительно) может называться их первоначальной силой. Точно так
же поступают и с другими [явлениями].

Эти относительно первоначальные силы должны в свою очередь сравниваться
между собой, чтобы, обнаружив согласие между ними, можно было бы подвести
их под одну радикальную, т. е. абсолютную первоначальную, силу. Но это
достигаемое разумом единство только гипотетическое. Утверждается не то, что
такую силу действительно должно встретить, а то, что мы должны искать ее
для разума, а именно с целью установления определенных принципов для
различных правил, которые могут быть даны опытом, и, таким образом, где
возможно, вносить систематическое единство в знание.

Но если обратить внимание на трансцендентальное применение рассудка, то
оказывается, что эта идея первоначальной силы вообще не только
предназначается для гипотетического применения как проблема, но и
претендует на объективную реальность, постулируя систематическое единство
различных сил субстанции и устанавливая аподиктический принцип разума.
Действительно, не проверив еще согласия между различными силами и даже
потерпев неудачу во всех попытках выявить его, мы все же предполагаем, что
оно имеется, и это не только ввиду единства субстанции, как в приведенном
случае, но даже и там, где имеется много субстанций, правда в известной
степени однородных, как, например, в материи вообще, разум предполагает
систематическое единство различных сил, так как частные законы природы
подчинены более общим законам, и экономия принципов становится не только
принципом экономности разума, но и внутренним законом природы.

В самом деле, нельзя понять, каким образом логический принцип достигаемого
разумом единства правил мог бы иметь место, если бы не предполагался
трансцендентальный принцип, благодаря которому такое систематическое
единство как присущее самим объектам допускается a priori и необходимо.
Действительно, по какому же праву разум в логическом применении мог бы
требовать, чтобы многообразие сил, которое природа делает доступным нашему
познанию, рассматривалось только как скрытое единство и по возможности
выводилось из какой-то первоначальной силы, если бы разум был свободен
утверждать, что в такой же степени возможно, чтобы все силы были разнородны
и чтобы систематическое единство выведения их не было адекватно природе?
Ведь в таком случае он действовал бы прямо против своего назначения, ставя
себе целью идею, которая совершенно противоречила бы устроению природы.
Нельзя также утверждать, что из случайных свойств природы он раньше выводил
это единство по принципам разума. Действительно, закон разума, требующий
искать это единство, необходим, так как без него мы не имели бы никакого
разума, без разума не имели бы никакого связного применения рассудка, а без
этого применения не имели бы никакого достаточного критерия эмпирической
истинности, ввиду чего мы должны, таким образом, предполагать
систематическое единство природы непременно как объективно значимое и
необходимое.

Это трансцендентальное допущение мы удивительным образом находим в скрытой
форме также в основоположениях философов, хотя они не всегда замечают это
или не признаются в этом себе.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249