Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума

Но эта
постоянность нам не дана до численного тождества нас самих, выводимого нами
из тождественной апперцепции; только из этого численного тождества мы
заключаем [о постоянности души] (и лишь за этим тождеством, если бы мы шли
правильным путем, должно следовать понятие субстанции, применяемое только
эмпирически). А так как из тождества Я в сознавании всего того времени, в
котором я познаю себя, отнюдь не вытекает тождества личности, то понятно,
что на этом тождестве нельзя было обосновывать выше и субстанциальность
души.

Подобно понятиям субстанции и простого, понятие личности все же может быть
сохранено (поскольку оно лишь трансцендентально, т. е. указывает единство
субъекта, который вообще-то нам неизвестен, но в определениях которого
существует всесторонняя связь через апперцепцию); в этом смысле понятие
личности представляется необходимым и достаточным для практического
применения, но мы никоим образом не можем щеголять им как расширением
нашего самопознания посредством чистого разума, который вводит нас в
заблуждение, указывая. будто мы можем вывести непрерывное сохранение
субъекта из одного лишь понятия тождественного Я, между тем это понятие
всегда вертится в кругу и не продвигает нас ни в одном вопросе, касающемся
синтетического знания. Правда, мы совершенно не знаем, что такое материя
как вещь в себе (трансцендентальный объект), однако мы можем наблюдать
постоянность ее как явления благодаря тому, что она представляется нам как
нечто внешнее. Но когда я хочу наблюдать чистое Я при смене всех
представлений, я не имею никакого другого коррелята своих сопоставлений,
кроме опять-таки меня самого с общими условиями моего сознания, и потому на
все вопросы я могу ответить только тавтологией, а именно свойства, присущие
мне самому как объекту, я подменяю понятием о себе и его единством и
допускаю то, что требовалось узнать.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПАРАЛОГИЗМ, КАСАЮЩИЙСЯ ИДЕАЛЬНОСТИ (ВНЕШНЕГО ОТНОШЕНИЯ)

То, о существовании чего можно заключать лишь как о причине данных
восприятии, имеет лишь сомнительное существование.

Все внешние явления таковы, что их существование не воспринимается
непосредственно, а заключают о них только как о причине данных восприятии.

Следовательно, существование всех предметов внешних чувств сомнительно. Эту
недостоверность я называю идеальностью внешних явлений, а учение об этой
идеальности называется идеализмом, в отличие от которого утверждение о
возможной достоверности предметов внешних чувств называется дуализмом.


КРИТИКА ЧЕТВЕРТОГО ПАРАЛОГИЗМА ТРАСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Прежде всего мы рассмотрим посылки. Мы имеем полное право утверждать, что
непосредственно можно воспринять только то, что находится в нас самих, и
что только мое собственное существование может быть предметом восприятия.
Следовательно, существование действительного предмета вне меня (если это
слово берется в интеллектуальном значении) никогда не может быть дано прямо
в восприятии, а его можно как внешнюю причину лишь примыслить и, стало
быть, вывести в дополнение к восприятию, составляющему модификацию
внутреннего чувства. Поэтому Декарт совершенно правильно ограничивал всякое
восприятие в самом узком смысле слова одним лишь положением: я (как
мыслящее существо) семь. В самом деле, так как внешнее не во мне, то ясно,
что я не могу найти его в моей апперцепции, стало быть и в восприятии,
которое, собственно, есть лишь определение апперцепции.

Итак, я не могу, собственно говоря, воспринимать внешние вещи, а могу лишь
от своих внутренних восприятии заключать к их существованию, рассматривая
эти восприятия как действия, ближайшей причиной которых служит нечто
внешнее. Но заключение от данного действия к определенной причине никогда
не бывает достоверным так как одно действие может быть вызвано различными
причинами. Поэтому в вопросе об отношении восприятия к его причине всегда
остается сомнительным, внутренняя ли эта причина или внешняя, т. е.
представляют ли собой все так называемые внешние восприятия только игру
нашего внутреннего чувства или они имеют отношение к внешним действительным
предметам как своей причине. Во всяком случае о существовании внешних
предметов делается лишь вывод, и он уязвим как всякий вывод, тогда как
предмет внутреннего чувства (я сам со всеми своими представлениями)
воспринимается непосредственно и существование его не возбуждает никаких
сомнений.

Следовательно, идеалистом нужно считать не того, кто отрицает существование
внешних предметов чувств, а только того, кто не признает, что существование
внешних предметов познается непосредственным восприятием, и отсюда
заключает, что никакой опыт не может дать нам совершенно достоверное знание
об их действительности.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249