Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Все субъективные основоположения, взятые не из природы объекта, а из
интереса разума в отношении некоторого возможного совершенства познания
этого объекта, я называю максимами разума. Так, бывают максимы
спекулятивного разума, которые основываются исключительно на спекулятивном
интересе разума, хотя и могут казаться объективными принципами.

Если чисто регулятивные основоположения рассматриваются как конститутивные,
то в качестве объективных принципов они могут противоречить друг другу;
если же они рассматриваются только как максимы, то между ними нет никакого
настоящего противоречия, а есть лишь различие интересов разума, вызывающее
расхождение в способах мышления. На самом же деле у разума есть только
один- единый интерес, и спор между его максимами есть лишь различие и
взаимное ограничение методов удовлетворения этого интереса.

Так, на одного умствующего философа имеет большее влияние интерес
многообразия (согласно принципу спецификации), а на другого -интерес
единства (согласно принципу агрегации). Каждый из них воображает, будто
черпает свое суждение из знания объекта, а на самом деле основывает его на
большей или меньшей приверженности к одному из этих двух основоположений,
которые опираются не на объективные основания, а только на интерес разума,
и потому правильнее называть их максимами, а не принципами. Когда
наблюдаешь спор между проницательными людьми из-за характеристики людей,
животных, растений или даже минералов, причем одни допускают, например,
существование особых народных характеров, обусловленных происхождением, или
резкие наследственные различия между семействами, расами и т.п., а другие,
наоборот, настаивают, что природа дала в этом отношении совершенно
одинаковые задатки и все различия зависят только от внешних случайностей,
-то, стоит только принять во внимание природу объекта, и тотчас же станет
понятно, что для обеих сторон она слишком глубоко скрыта, чтобы они могли
говорить на основании проникновения в нее. Каждый из спорящих принимает к
сердцу только одну из сторон двойственного интереса разума, стало быть,
отличающиеся друг от друга максимы многообразия природы или максимы
единства природы, которые, конечно, совместимы, но если их принимают за
объективные знания, то они не только дают повод к спорам, но и создают
препятствия, надолго задерживающие истину, пока не будет найдено средство
объединить противоположные интересы и таким образом удовлетворить разум.

Так же обстоит дело, когда утверждают или оспаривают столь известный,
пущенный в ход Лейбницем и удачно подновленный Бонне закон непрерывной
лестницы тварей, который есть не что иное, как следование основоположению о
сродстве, опирающемуся на интерес разума; в самом деле, наблюдение природы
и проникновение в ее устройство не могут дать повод к установлению этого
закона как объективного утверждения. Ступени такой лестницы тварей, как они
могут быть даны опытом, слишком далеко отстоят друг от друга, и наши так
называемые мелкие различия обычно в самой природе суть столь глубокие
пропасти, что на такие наблюдения нельзя рассчитывать как на цели природы
(в особенности ввиду того, что при огромном многообразии вещей всегда легко
найти некоторые сходства и степени приближения). Наоборот, метод, каким
следует искать по такому принципу порядок в природе, и максима, согласно
которой такой порядок рассматривается как имеющий свою основу в природе
вообще, хотя и неясно, где и в какой мере, составляют, конечно, правильный
и превосходный регулятивный принцип разума; но, как регулятивный принцип,
он заходит столь далеко, что опыт или наблюдение не может с ним сравняться,
однако он ничего не определяет, а только указывает опыту путь к
систематическому единству.

О конечной цели естественной диалектики человеческого разума

Идеи чистого разума сами по себе никогда не могут быть диалектическими,
только злоупотребление ими приводит к тому, что они вызывают иллюзии,
вводящие в заблуждение; в самом деле, эти идеи заданы нам природой нашего
разума, и это высшее судилище всех прав и притязаний нашей спекуляции само
никак не может быть источником первоначальных заблуждений и фикций.
Следовательно, надо предполагать, что идеи имеют полезное и целесообразное
назначение в естественном складе нашего разума. Между тем толпа умников по
обыкновению кричит о нелепостях и противоречиях, порицая правительство
(Regierung), глубину планов которого она не способна понять и
благодетельному влиянию которого она обязана самим своим существованием и
даже культурой, дающей ей возможность порицать и осуждать это
правительство.

Нельзя пользоваться с уверенностью априорным понятием, не осуществляя
трансцендентальной дедукции его. Идеи чистого разума не допускают, правда,
такой дедукции, как категории; но если они д

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249