Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума


Но в трансцендентальной философии только космологические вопросы таковы,
что в отношении их справедливо можно требовать удовлетворительного ответа,
касающегося характера предмета, причем философу непозволительно уклоняться
от них, ссылаясь на непроницаемую тьму. Эти вопросы могут иметь отношение
только к космологическим идеям. В самом деле, предмет должен быть дан
эмпирически, и вопрос касается только его соответствия какой-нибудь идее.
Если предмет трансцендентален и, следовательно, сам неизвестен, как,
например, неизвестно, есть ли то, явлением чего (в нас самих) служит
мышление (душа), простая сама по себе сущность, существуег ли безусловно
необходимая причина всех вещей в совокупности и т. д., то мы должны искать
для нашей идеи предмет, относительно которого мы можем признать, что он нам
неизвестен, но что от этого он не становится невозможным. Только
космологические идеи обладают той особенностью, что могу! предполагать свой
предмет и необходимый для его понятия эмпирический синтез как данные [нам];
вопрос же, вызываемый ими, касается только продвижения этого синтеза,
поскольку оно должно содержать в себе абсолютную целокупность, которая уже
не представляет собой ничего эмпирического, ввиду того что не может быть
дана ни в каком опыте. Так как здесь речь идет о вещи только как о предмете
возможного опыта, а не как о вещи самой по себе, то ответ на
трансцендентный космологический вопрос можно найти только в самой идее, и
нигде более, потому что он не касается никакого предмета самого по себе; да
и в отношении возможного опыта вопрос ставится не о том, что может быть
дано in concrete в каком-нибудь опыте, а о том, что содержится в идее, к
которой эмпирический синтез должен только приближаться; следовательно, этот
вопрос должен быть разрешен исходя исключительно из самой идеи: она есть
только создание разума, и потому разум не может оправдаться, ссылаясь на
неизвестный предмет.
То обстоятельство, что та или иная наука может требовать и ожидать
определенных ответов на все относящиеся к ее области вопросы (quaestiones
domesticae), хотя, быть может, они в настоящее время еще и не найдены,
оказывается не таким странным, каким оно представляется сначала. Кроме
трансцендентальной философии существуют еще две науки чистого разума- одна
исключительно спекулятивная, а другая исключительно практическая-чистая
математика и чистая мораль. Случалось ли слышать, чтобы кто-нибудь,
ссылаясь на неизбежное незнание условий, признавал недостоверным, каково
точное отношение диаметра к окружности в рациональных или иррациональных
числах? Так как рациональными числами оно не может быть выражено адекватно,
а иррациональными числами оно еще не найдено, то предполагали, что по
крайней мере невозможность такого решения можно познать с достоверностью, и
Ламберт дал доказательство этого. В общих принципах нравов не может быть
ничего недостоверного, потому что эти положения или совершенно ничтожны и
бессмысленны, или же должны вытекать исключительно из понятий нашего
разума. В естествознании же есть бесконечное множество предположений, в
отношении которых никогда нельзя ожидать достоверности, потому что явления
природы суть предметы, которые даются нам независимо от наших понятий,
следовательно, ключ к ним находится не в нас и нашем чистом мышлении, а вне
нас, поэтому во многих случаях он не может быть найден, и мы не можем
ожидать верного решения [этих проблем] Вопросы трансцендентальной
аналитики, касающиеся дедукции нашего чистого знания, я не причисляю сюда,
потому что мы теперь рассуждаем только о достоверности суждений в отношении
предметов, а не в отношении источника самих наших понятий.

Итак, от обязанности по крайней мере критического разрешения поставленных
разумом вопросов нельзя уклониться, жалуясь на тесные рамки нашего разума и
признавая с видом смиренного самопознания, что наш разум не способен решить
вопросы: вечен ли мир, или он имеет начало; наполнено ли мировое
пространство существами на бесконечном протяжении, или оно заключено в
определенные границы; есть ли где-нибудь в мире нечто простое, или же все
должно делиться до бесконечности, возникает ли и создается ли что-то
свободно, или же все связано цепью естественного порядка; на

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249