Библиотека >> Критика чистого разума

Скачать 387.59 Кбайт
Критика чистого разума



Это доказательство заслуживает, чтобы о нем всегда упоминали с уважением.
Это самый старый, самый ясный и наиболее соответствующий обыденному
человеческому разуму аргумент. Он побуждает к изучению природы, так же как
он сам получает отсюда свое начало и черпает все новые силы. Он вносит цели
и намерения туда, где наше наблюдение само не обнаружило бы их, и расширяет
наши знания о природе, руководствуясь особым единством, принцип которого
находится вне природы. В свою очередь эти знания влияют на свою причину, а
именно на вызвавшую их идею, и придают вере в высшего творца силу
неодолимого убеждения.

Поэтому было бы не только печально, но и совершенно напрасно пытаться
умалить значение этого доказательства. Разум, постоянно возвышаемый столь
вескими и все возрастающими в его руках доказательствами, хотя лишь
эмпирическими, не может быть подавлен сомнениями утонченной и отвлеченной
спекуляции: ему достаточно одного взгляда на чудеса природы и величие
мироздания, чтобы избавиться, как от сновидения, от всякой мудрствующей
нерешительности и подниматься от великого к великому до высочайшего, от
обусловленного к условиям до высшего и необусловленного творца.

Против разумности и полезности этого метода мы ничего не возражаем, скорее
даже рекомендуем и поощряем его; но тем не менее мы не можем одобрить
притязания этого способа доказательства на аподиктическую достоверность и
на согласие, не нуждающееся в снисходительности или поддержке со стороны; и
если догматический язык язвительного. софиста заменить умеренным и скромным
тоном веры, хотя и не требующей безусловного подчинения, но достаточной,
чтобы дать успокоение, то это не повредило бы хорошему делу. В соответствии
с этим я утверждаю, что одно лишь физикотеологическое доказательство само
никогда не может подтвердить существование высшей сущности- ему приходится
предоставить онтологическому доказательству (к которому оно служит лишь
введением) восполнить этот пробел, так что онтологический аргумент все еще
составляет единственно возможное основание для доказательства (поскольку
всюду дается только спекулятивное доказательство), и никакой человеческий
разум не может миновать его. Главные моменты упомянутого
физикотеологического доказательства таковы: 1) в мире мы находим везде
явные признаки порядка, установленного согласно определенной цели с великой
мудростью и образующего целое с неописуемым многообразием содержания, а
также безграничной величиной объема; 2) этот целесообразный порядок
совершенно чужд вещам в мире и принадлежит им лишь случайным образом, т. е.
природа различных вещей не могла бы сама собой с помощью столь
многоразлично соединяющихся средств согласоваться с определенными конечными
целями, если бы эти средства не были специально для этого избраны и для
этого предназначены упорядочивающим разумным принципом согласно положенным
в основу идеям; 3) следовательно, существует возвышенная и мудрая причина
(или несколько причин), которая должна быть причиной мира не просто как
слепо действующая всемогущая природа через плодородие, а как мыслящее
существо через свободу, 4) единство этой причины можно вывести из единства
взаимного отношения частей мира (как звеньев искусного строения) во всем,
что доступно нашему наблюдению, с достоверностью, а в том, что выходит за
пределы наблюдения, с вероятностью, согласно всем правилам аналогии.

Мы не будем здесь придираться к естественному разуму за его вывод, когда он
на основании аналогии между некоторыми продуктами природы и произведениями
человеческого умения, насилующего природу и заставляющего ее действовать не
согласно ее целям, а приспособляться к нашим целям (на основании сходства
этих продуктов природы с домами, кораблями, часами), заключает, что такая
же причинность, а именно рассудок и воля, лежит в основе природы, и при
этом выводит внутреннюю возможность свободно действующей природы (которая
единственно и делает возможным все искусство и, быть может, даже самый
разум) также из некоторого другого умения, хотя и сверхчеловеческого; быть
может, такой способ умозаключения не выдержал бы строгой трансцендентальной
критики, но все же нельзя не признать, что если уж мы должны указать
причину, то у нас нет здесь более верного пути, как заключать по аналогии с
подобными целесообразными произведениями, единственными, причина и способ
действия которых хорошо нам известны. Разум не мог бы найти у себя самого
оправдания, если бы он пожелал вместо известной ему причинности прибегнуть
к непонятным и недоказуемым основаниям для объяснения.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249