Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Вот соединение чисто
технического испытания и загадки. Между ними существует, однако, то различие,
что разгадка хорошей загадки лежит в неожиданном и метком срабатывании контакта
в уме, тогда как техническое испытание лишь изредка получает точное решение,
подобное вышеназванному, и, как правило, теряется в сфере абсурдного.
Пресловутый канат из песка, каменные ленты, которые нужно было сшить вместе, --
вот чем оперирует воображение в сказаниях о чисто технических испытаниях15.
Китайский царь-герой глубокой древности должен добиваться признания своих
притязаний всяческими испытаниями и проверками умения и сноровки, какой была,
например, игра-поединок в кузнечном искусстве между Юем и Хуанди16 13*. Во всех
этих представлениях о чудесно пройденных испытаниях к последним примыкает,
собственно говоря, чудо, своего рода кунштюк, с помощью которого святой, при
жизни или после смерти, открыто и без обиняков доказывает истинность своего
призвания и свое право на нечто большее, нежели чисто человеческие почести. Не
нужно слишком уж углубляться в жития святых, чтобы удостовериться, что
повествование о чуде то и дело обнаруживает несо-мненный игровой элемент.
Хотя мотив состязания в искусности встречается прежде всего в ми-фе, саге,
легенде, фактор соперничества основательно сказался на дей-ствительном развитии
техники и искусства. Наряду с мифическими со-стязаниями в искусстве вроде
состязания Политехна и Аэдоны, имеют
165 Homo ludens
место исторические, как, например, состязание на Самосе между Пар-расием и его
соперником в том, кто лучше представит спор между аяк-сом и Одиссеем, или
состязание на Пифийских играх между Паненом и Тимагором из Халкиды. Фидий,
Поликлет и другие состязались в том кто из них изваяет самую прекрасную статую
амазонки. Существует даже эпиграфическое свидетельство, доказывающее
историческую достоверность таких состязаний14*.
На пьедестале одной статуи Ники можно прочесть: "Это сделал Пай-оний... который
делал также акротерии15* для храма и удостоился за это награды"17.
То, чем являются экзамен и открытое обсуждение, в конечном счете проистекает из
архаических форм испытания в находчивости и сноровке, своего рода кунштюка, в
какой бы области это ни происходило. Жизнь средневековых ремесленников дает
здесь столь же богатый материал, как и жизнь средневекового университета. При
этом нет существенной разницы, выдается индивидуальное задание или награды
добиваются многие. Суть ремесленной гильдии столь глубоко уходит своими корнями
в сферу язычески-сакрального, что нет ничего удивительного, если там встречается
агональный элемент самых разных оттенков. "Мастерское изделие", которым
подтверждалось притязание на вхождение в круг мастеров, получивших признание,
пусть даже это и стало позднее неукоснительным правилом, укоренено в древнейших
обычаях состязания. Как известно, происхождение гильдий не лежит или только
отчасти лежит в плоскости экономики. Лишь с оживлением городов начиная с XII в.
ремесленная или торговая гильдия выходит на первое место. Но и в таком виде она
все еще сохраняет в своих внешних формах: трапезах, пирушках и т.д. -- многое из
своих игровых черт. Лишь постепенно их оттесняют в сторону экономические
интересы16*.
Несколько примеров соревнования в строительном деле дает знаменитая книга
эскизов Виллара де Оннекура, французского архитектора XIII в.17*. "Сию алтарную
часть, -- стоит подпись под одним из рисунков, -- Виллар де Оннекур и Пьер Корби
измыслили в споре между собою (invenerunt inter se disputando)". По поводу
испытания предлагаемого им perpetuum mobile он свидетельствует: "Maint jor se
sunt maistre despute de faire tomer une ruee par li seule..."18 ["Многие дни
спор вели мастера о как бы понудить колесо вращаться само собою"].
Тот, кто не знаком с длительной предысторией состязаний во всех уголках земли,
пожалуй, мог бы попытаться объяснить обычаи соперничества в сфере искусства, как
они существуют и по сей день, мотивами чистой пользы и эффективности.
Объявляется ли конкурс на проект ратуши, соревнуются ли на стипендию ученики
художественной школы, прямая цель всего этого -- возбудить творческую фантазию
или обнаружить наиболее многообещающее дарование и тем самым обеспечить
достижение самого высокого результата. И все же такая практическая задача не
была первопричиной подобных форм состязаний. На заднем
166
Глава Х
плане десь всегда находится древняя игровая функция состязания как такового
Никто не может определить, что именно и в какой мере пере-веши исторических
случаях: соображения пользы
или агональные страсти, - как, например, в 1418 г., когда объявленный Флоренции
конкурс на купол храма выиграл Брунеллески, оставив позади тринадцать
соперников18*. Во всяком случае, чистая польза никак не играла основной роли в
смелой идее купола. Двумя веками ранее та же Флоренция обзавелась целым лесом
башен, посредством которых благородные семейства, охваченные духом самого
жестокого соперни-чества, желали затмить друг друга19".

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153