Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Единство обоих существ много
глубже по самой своей сути, нежели связь между субстанцией и ее символическим
образом. Это -- мистическое тождество. Одно стало другим. Дикарь, исполняющий
свой магический танец, и есть кенгуру. Необходимо, однако, всегда быть начеку,
помня о недостаточности и различиях наших выразительных средств. Чтобы
представить для себя духовное состояние дикаря, мы вынуждены передавать его
посредством нашей собственной терминологии. Хотим мы этого или нет, мы
превращаем его религиозные представления в строго логическую определенность
наших понятий. Так, мы выражаем отношение между ним и связанным с ним животным
как нечто, обозначаемое для него посредством глагола "быть", в то время как для
нас по-прежнему вполне достаточно глагола "играть". Он принял сущность кенгуру.
Он играет кенгуру, говорим мы. Но ведь сам дикарь не ведает о различии понятий
"быть" и "играть", не знает о тождестве, образе или символе. И, таким образом,
остается вопрос: не приблизимся ли мы лучше всего к духовному состоянию дикаря
во время сакрального действа, если будем придерживаться такого первичного
термина, как "игра"? Наше понятие игры устраняет различие между верою и
притворством. Это понятие игры без всякой натяжки соотносится с понятием
освящения и священного. Любая прелюдия Баха, любая строка трагедии служит этому
доказательством. Рассматривая всю сферу так называемой примитивной культуры как
игровую, мы открываем для себя возможность более непосредственного и более
общего понимания ее характера, нежели с помощью остро отточенных методов
психологического или социологического анализа.
Священная игра, столь необходимая для блага общества, чреватая космическим
видением и социальным развитием, но всегда -- лишь игра, деятельность, которая,
как это видел Платон, протекает вне и поверх сферы трезвой обыденной жизни с ее
нуждой и серьезностью.
Эта сфера священной игры -- та самая, где дитя и поэт чувствуют себя как дома,
так же как и дикарь. Эстетическая чувствительность несколько приблизила к этому
современного человека. Мы не можем не подумать о моде, где ныне маска обрела
радость существования в виде предмета искусства. Нынешняя тяга к экзотике, не
лишенная порой некоторой аффектации, в целом гораздо глубже, нежели бытовавшая в
XVIII в., с его модой на китайцев, индейцев и турок21*. Современный человек
несомненно обладает развитыми способностями к пониманию далекого и чужого. Ничто
не оказывается при этом более кстати, чем его восприимчивость ко всему, что
является маской и переодеванием. В то время как этнология выявляет огромную
социальную значимость всего этого, просвещенный дилетант попадает во власть
непосредственного эстетического переживания, где к прекрасному примешиваются
угро-
43
Homo ludens
жающее и таинственное. Даже для образованного взрослого человека в маске всегда
остается что-то таинственное. Вид человека в маске уводит нас, даже на уровне
чисто эстетического восприятия, с которым не связаны сколько-нибудь определенные
религиозные представления, из непосредственно окружающей нас "обыденной жизни" в
иной мир, нежели мир дня и света. В сферу дикарей, детей и поэтов, в сферу игры.
Позволив себе свести высказанные нами мысли относительно значения и характера
примитивных культовых действий к не упрощаемому далее понятию игры, один в
высшей степени каверзный вопрос мы все же оставили нерешенным. Как, собственно,
мы поднимаемся от низших форм религии к высшим? От разнузданных, причудливых
священнодействий первобытных народов Африки, Австралии и Америки наш взор
перемещается к ведическому культу принесения жертвы, уже несущему в себе
мудрость Упанишад, или к глубоко мистическим уподоблениям религии Египта, или к
орфическим или элевсинским мистериям22*. Их форма и практика, вплоть до
замысловатых и кровавых подробностей, теснейшим образом родственны так
называемой примитивности. Но мы признаем или предполагаем в них наличие мудрости
и истины, и это не позволяет нам взирать на них с превосходством, которое, в
сущности, уже неуместно и по отношению к так называемым примитивным культурам.
Вопрос теперь в том, следует ли, исходя из формального сходства, качества,
свойственные игре, распространять на священное чувство, на веру, наполнявшую эти
более высокие формы. Натолкнувшись однажды на Платонову концепцию игры, к чему
нас и вело все вышесказанное, мы уже не имеем в этом ни малейших сомнений. Игры
во славу богов -- вот то наивысшее, во имя чего люди должны ревностно отдавать
свою жизнь, -- так смотрел на это Платон. Оценка священной мистерии как
наивысшего достижимого выражения того, к чему нельзя подойти чисто логически, ни
в коей мере при этом не устраняется. Освященное действие некоторыми своими
сторонами во все времена остается включенным в категорию игры, но наличие такой
подчиненности не мешает нам признавать его священный характер.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153