Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


Из всех наших занятий к такой конечной цели (телос) приближается наслаждение
музыкой8, потому что его ищут не ради некоего будущего блага, но ради него
самого.
Высказанная мысль, таким образом, помещает музыку в сферу, которая располагается
между благородной игрою и самостоятельным художественным наслаждением. Подобный
взгляд пересекается, однако, у греков с другим убеждением, которое возлагает на
музыку весьма определенную техническую, психологическую и моральную функцию. Она
считается миметическим, или подражательным, искусством, и воздействие этого
подражания возбуждает этические чувства позитивного или негативного свойства9.
Каждый напев, лад, танцевальная поза что-то представляют, что-то показывают,
что-то изображают, и в зависимости от того, хорошо это или дурно, прекрасно или
же безобразно, на самое музыку переходит качество хорошего или дурного. В этом
заключается ее высокая этическая и воспитательная ценность. Внимать ее
подражанию -- значит будить в себе чувства, отвечающие тому, чему она
подражает10. Олимпийские мелодии пробуждают энтузиазм, другие ритмы и мелодии
внушают гнев или кротость, мужество, сдержанность. Если осязательные и вкусовые
ощущения не имеют никакого этического воздействия, а зрительные обладают им лишь
в незначительной степени, в мелодии самой по себе уже заложено выражение этоса.
Еще сильнее это заметно в отношении ладов с их богатым этическим содержанием, а
также в отношении ритмов. Известно, что греки приписывали определенное
воздействие каждому ладу: одни повергали в печаль, другие успокаивали и т.д.; то
же относилось и к музыкальным инструментам:
флейта волновала и пр. С помощью понятия подражание в одном месте У Платона
описываются действия художника". Подражатель, миметес (миметес), говорит он, --
вот что значит художник; творит ли он или исполняет, сам он о том, что
воспроизводит, не ведает, хорошо оно или
157 Homo ludens
дурно. Воспроизведение, мимесис (мимесис), - для него игра, а не серьезный
труд12. То же происходит и с трагическими поэтами. Все они лишь подражатели -
миметикой (миметикой). Намерения, по всей видимости, открыто пренебречь оценкой
художественной деятельности мы здесь касаться не будем. Оно не вполне ясно. Но
то, что нам интересно так это факт, что Платон воспринимает ее как игру.
Более подробное отступление на тему о том, как оценивали музыку греки, могло бы
показать, что мысль в попытках определить род и функцию такого явления, как
музыка, постоянно оказывается на грани понятия чистой игры. По существу,
характер всякого музицирования -- это игра. Эта изначальная данность, пусть даже
она и остается невысказанной, в общем признается повсюду. Предназначена ли
музыка для радости и развлечения стремится ли она выразить возвышенную красоту
или имеет священное литургическое предназначение, она всегда остается игрою. И
именно в культе она зачастую неразрывно соединена с преимущественно игровой
функцией - танцем. Различение и описание свойств и особенностей музыки
древнейших периодов культуры выглядит наивным и недостаточным. Восхищение
духовной музыкой выражают, сравнивая ее с ангельским хором, прибегая к теме
небесных сфер и т.д. Вне связи с религиозными функциями музыку оценивают главным
образом как благородное времяпрепровождение, искусное занятие, достойное
всяческого восхищения, или же как всего-навсего веселое развлечение. Оценка
музыки как сугубо личного, эмоционального художественного переживания, и к тому
же выраженная словами, появляется между тем значительно позже. Признанной
функцией музыки всегда была функция благородной и возвышавющей социальной игры,
наивысшей ступенью которой часто считали изумляющие достижения при демонстрации
технических навыков. Что касается исполнителей, то музыка долгое время остается
в особенно зависимом положении. Аристотель называет профессиональных музыкантов
ничтожным народцем. Шпильманы принадлежали к бродячему люду. Еще в XVII в. и
позже каждый князь держал свою музыку, так же как и конюшни. Придворная капелла
еще долго сохраняла свой особый домашний характер. "Musique du roi"
["Королевская музыка"] Людовика XIV была привязана к постоянному композитору.
"24 Violons" [Скрипки] короля были наполовину актерами. Музыкант Бокан был еще и
танцмейстером. Да и Гайдн носил еще ливрею, состоя на службе у князя Эстерхази,
и ежедневно получал от него распоряжения. Нужно представить себе, с одной
стороны, обширные и утонченные музыкальные познания образованной публики былых
времен, -- с другой же стороны, ее весьма незначительное уважение к высоким
запросам искусства и к личности исполнителей. Обычаи современных концертов с их
полнейшей, благоговейной тишиной и магическим почтением перед дирижером
сложились в очень недавнем прошлом. Изображения музыкальных выступлений в XVIII
в. являют нам занятых светскими беседами слушателей.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153