Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.


О сущности праздника венгерский ученый Карл Кереньи, почти одновременно с
появлением этой книги, опубликовал статью, которая самым непосредственным
образом касается интересующего нас предмета15. Подобный же характер изначальной
самостоятельности, который мы предположительно отнесли к понятию игры, Кереньи
признает и за понятием праздника. "Unter den seelischen Realitaten, -- говорит
он, -- ist die Festlichkeit ein Ding fur sich, das mit nichts anderem in der
Welt zu
39
Homo ludens
verwechseln ist"16 ["Из душевных реальностей праздничность -- это вещь в
себе, которую ни с чем больше в мире не спутаешь"]. Подобно нашему суждению об
игре Кереньи полагает, что история культуры не проявила должного внимания к
феномену праздника. "Das Phanomenon des Festlichen scheint den Ethnologen vollig
entgangen zu sein"17 ["Феномен "праздничного", кажется, совершенно ускользнул от
этнологов"]. По реальности праздничности "gleitet man... in der Wissenschaft so
hin-weg, als ob sie gar nicht existierte"18 ["скользят мимо... в науке так,
словно ее и вовсе не существовало"]. Так же, как и по реальности игры, хотелось
бы нам добавить. Итак, между праздником и игрой, по самой их природе, существуют
самые тесные отношения. Выключение из обыденной жизни, преимущественно, хотя и
не обязательно, радостный тон поведения (праздник может быть и серьезным),
временнее и пространственные границы, существование заодно строгой
определенности и настоящей свободы -- таковы самые основные социальные
особенности, характерные и для игры, и для праздника. В танце, пожалуй, оба эти
понятия образуют наиболее полное внутреннее единство. Индейцы племени кора17* на
южном побережье Мексики называют свои священные праздники молодых маисовых
початков и обжаривания маиса "игрою" верховного божества19.
Идеи Кереньи о празднике как понятии культуры дают возможность укрепить и
расширить основу построения этой книги. И все же утверждением о том, что
настроение священного празднества и настроение игры тесно соприкасаются, еще не
все сказано. С подлинной игрой, наряду с ее формальными признаками и радостным
настроением, неразрывно связана еще одна существенная черта: сознание, пусть
даже и отступающее на задний план, что все это "ну просто так делается".
Остается вопрос, не может ли что-то вроде подобного чувства сопутствовать и
совершаемому в самозабвении священнодействию.
Обратившись к сакралиям архаических культур, мы смогли бы сделать несколько
замечаний относительно серьезности, с которой все это делается. Этнологи, как я
полагаю, согласны с тем, что состояние духа, в котором пребывают участники и
зрители больших религиозных праздников у дикарей, не есть состояние
приподнятости и иллюзии. Задняя мысль, что все это "невзаправду", здесь отнюдь
не отсутствует. Живой пример такого состояния духа приводит Aд.E. Йенсен в своей
книге Beschneidung und Reifezeremonien bei Naturvolkern20 [Церемонии обрезания и
инициации у первобытных народов]. Мужчины, судя по всему, не испытывают никакого
страха перед духами, которые бродят повсюду во время праздника, а затем являются
всем в ключевые моменты. И тут нечему удивляться: ведь это те же мужчины, что
осуществляют режиссуру всей церемонии; они сами изготовили маски, они сами их
носят, и они же спрячут их от женщин, когда все это кончится. Они поднимают шум,
возвещающий появление духа, и прочерчивают его след на песке, они дудят в дудки,
представляющие собой голоса предков, и размахивают трещотками. Короче говоря,
завершает Йенсен, их поведение ни-
40
Глава I
чем не отличается от поведения родителей, разыгрывающих Синтер-клааса21 18*.
Мужчины потчуют женщин всевозможными враками о том, что происходит в
отгороженном от других священном лесу22. Поведение самих посвящаемых колеблется
между экстатическим возбуждением, напускным безрассудством, дрожью от страха и
ребяческой заносчивостью и притворством23. В конечном счете женщины менее прочих
поддаются обману. Они в точности знают, кто прячется за той или другой маской.
Однако впадают в страшное волнение, если маска приближается к ним с угрожающим
видом, и с воплями разбегаются в стороны. Это выражение страха, говорит Йенсен,
отчасти совершенно стихийно и неподдельно, отчасти всего лишь традиционная
обязанность. Так полагается делать. Женщины как бы выступают фигурантками в
пьесе, и они знают, что им нельзя быть "шпильбрехерами"24.
Нижнюю границу, где священная серьезность ослаблена вплоть до fun [забавного],
нельзя во всем этом провести окончательно. Какой-нибудь наш по-детски
простодушный папаша может всерьез разозлиться, если собственные дети ненароком
застанут его за переодеванием в Деда Мороза. Индеец племени квакиутль19* в
Британской Колумбии убил свою дочь, будучи застигнут ею за вырезанием маски в
ходе приготовления к культовой церемонии25. Шаткость религиозного чувства негров
лоанго20* в сходных с Йенсеном выражениях описывает Пехуэль-Леше.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153