Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Вера этих
людей в священные представления и обычаи -- это некая полувера, сочетающаяся с
насмешничаньем и проявлением равнодушия. Главное здесь -- настроение, заключает
он26. В главе Primitive Credulity [Первобытные верования] книги Р. Р. Мэретта
The Threshold of Religion [На пороге религии] рассказывается, каким образом в
примитивных верованиях в игру неизменно вступает определенный элемент
"make-believe" ["деланной веры"]. И колдун, и околдовываемый -- оба в одно и то
же время и знают, и обманываются. Но они хотят быть обманутыми27. "Точно так же,
как дикарь -- хороший актер, полностью, как ребенок, исчезающий в изображаемом
персонаже, он и хороший зритель, и также и в этом подобен ребенку, .способному
до смерти пугаться от рева -- как он знает -- "ненастоящего" льва"28. Туземец,
говорит Малиновский, ощущает свою веру и боится ее больше, чем он это сам для
себя с четкостью формулирует29. Поведение тех, кому первобытное общество
приписывает сверхъестественные свойства, часто может быть лучше всего определено
как "playing up to the role"30 ["игра в соответствии с ролью"].
Несмотря на осознание доли "ненастоящего" в магических и сверхъестественных
действиях, те же исследователи подчеркивают, что это не дает оснований для
вывода, будто вся система веры и ритуальных обрядов -- не более чем обман,
выдуманный частью неверующих, с тем чтобы других, верующих, держать в своем
подчинении. Впрочем, подобное представление разделяется не только многими
путешественниками, но то тут, то там передается в изустной традиции и самими
туземцами. Ко оно не может быть справедливым. "Истоки сакрального действа могут
41
Homo ludens
лежать только в набожности всех и каждого, и обманное поддержание ее с целью
укрепления власти какой-нибудь одной группы может быть лишь конечным продуктом
исторического развития"31.
Из всего предыдущего, по моему мнению, со всей ясностью следует, что, говоря о
священнодействиях первобытных народов, собственно понятие игры нельзя упускать
из виду ни на минуту. Не только потому, что при описании этих явлений нужно
постоянно обращаться к слову "играть"; само понятие игры как нельзя лучше
охватывает это единство и неразрывность веры и неверия, это соединение священной
серьезности с "дурачествами" и притворством. Йенсен, правда, хотя и допускает
сходство мира дикаря и мира ребенка, настаивает на принципиальном различии между
поведением ребенка и поведением дикаря. Ребенок имеет дело в лице Деда Мороза с
"fertig vorgefuhrte Erscheinung" ["показанным в готовом виде явлением"], в
котором он непосредственно "sich zurechtfindet" ["разбирается"], опираясь на
свои собственные способности. "Ganz anders liegen die Dinge bei dem produktiven
Verhalten jener Menschen, die fur die Entstehung der hier zu behandelnden
Zeremo-nien in Frage kommen: nicht zu fertigen Erscheinungen, sondern zu der sie
umgebenden Natur haben sie sich verhalten und sich mit ihr auseinan-dergesetzt;
sie haben ihre unheimliche Damonie erfaBt und darzustellen versucht"32
["Совершенно по-иному обстоит дело с направленным поведением тех, кого мы
принимаем в расчет в связи с возникновением обсуждаемых здесь церемоний: они
вели себя так или иначе по отношению не к готовым явлениям, но к окружающей их
природе и ей же противостояли; они постигли ее зловещий демонизм и попытались
запечатлеть его"]. В этих словах можно узнать взгляды Фробениуса, учителя
Йенсена, -- мы уже касались их выше. Здесь, однако, возникают два возражения.
Прежде всего Йенсен "ganz anders" ["совершенно по-иному"] делает различие лишь
между духовным процессом в душе ребенка -- и в душах первоначальных создателей
ритуала. Но о них нам ничего не известно. Мы имеем дело с культовым обществом,
которое так же, как наши дети, получает свои культовые представления "fertig
vorgefuhrt" ["показанными в готовом виде"], в виде традиционного материала и,
как наши дети, на него реагирует. Оставляя этот вопрос нерешенным, мы отмечаем,
что процесс "Auseinandersetzung" ["противостояния"] опыту познания природы,
ведущий к "Erfassung" ["постижению"] и "Darstellung" ["запечатлению"] в образах
культа, полностью ускользает от нашего наблюдения, Фробениус и Йенсен
приближаются к этому лишь с помощью образного языка фантазии. О функции,
воздействующей на этот процесс возникновения образной речи, вряд ли можно
сказать более того, что это функция поэтическая, и мы обозначим ее лучше всего,
если назовем ее игровой функцией.
Подобные рассуждения уводят нас в самую глубину проблемы сущности первоначальных
религиозных представлений. Как известно, одно из важнейших понятий, которое
должен усвоить всякий занимающийся наукой о религии, есть следующее. Когда некое
религиозное построе-
42
Глава I
ние, занимающее промежуточное место между вещами разного порядка, например
человеком и животным, принимает форму священного тождества самой их сущности, то
возникающие здесь отношения не находят четкого и действенного выражения через
наше представление о некоей символической связи.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153