Библиотека >> Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

Скачать 312.73 Кбайт
Человек играющий (Homo Ludens). Стаьи по истории культуры.

захватил Италию и короновался итальянской короной, в 962 г. стал императором,
столицей Германского королевства считался Аахен, Итальянского -- Равенна, всей
Империи -- Рим), Герберт участвовал, будучи преподавателем соборной школы в
Реймсе. Период, охватывающий вторую половину Х в. -- начало XI в., многими
историками именуется Отгоновским Возрождением, г. е. эпохой подъема наук и
искусств; в отличие от Каролингского Возрождения (см. ниже, примеч. 24* к
настоящей главе) центрами этого Возрождения были не дворы правителей, а
монастыри и епископские города.
23* Физикой или даже физиологией в Средние века называли науку о природе вообще;
математикой -- и математику в собственном смысле, и астрологию, и магию, и, чаще
всего (как и здесь), -- науку о числах как принципах мироздания, о священном
значении чисел (обычные математические познания также входили в эту науку, но
лишь
367
Комментарии
как подготовительный этап), например: 1 -- единство мира; 2 -- душа и тело; 3 --
Пресвятая Троица и т. п. При этом науки в целом считались лишь разделом
философии, каковая, в свою очередь, была лишь низшей, пропедевтической ступенью
богословия.
24* Стремлением и целью всей жизни и деятельности Карла Великого было создание
благоустроенного христианского государства, идеалом -- Римская империя, но не
языческая, а христианская, одним из способов достижения своих целей -- активное
распространение просвещения, причем для этого германца античное и христианское
не противопоставлялись, но наоборот, сливались в едином знании, которым
следовало овладеть. Интерес к античному наследию позволил историкам назвать
эпоху Карла Великого и его ближайших преемников (вторая половина VIII в. --
середина IX в.) Каролингским Возрождением. Желая возродить науки, сделать из
своей столицы Аа-хена Новые Афины (Афины со времен Античности виделись как некий
питомник наук, искусств и словесности) этот полуграмотный варвар (до конца дней
своих он, несмотря на постоянные упражнения, так и не научился писать) объединил
вокруг себя образованнейших людей того времени: англосакса Алкуина, вестгота
Теодульфа, лангобарда Павла Диакона, франка Эйнхарда и многих других. При дворе
Карла была создана придворная школа, готовившая кадры управления Империей, в 787
г. он издал указ (впрочем, так и не выполненный) об обязательном образовании для
всех мальчиков свободных сословий. Увлечение Карла ученостью привело к созданию
Па-латинской Академии (Палатин -- холм в Риме, где располагался императорский
дворец, отсюда "палатинский" -- "придворный", "императорский" вообще), чего-то
среднего между ученым сообществом и собранием друзей, где в свободной беседе,
нередко во время пира, обсуждались богословские и философские вопросы,
сочинялись и исполнялись латинские стихи и т. п. Члены этого кружка носили
особые академические прозвища, подчеркивавшие единство античного и библейского
духа: Ал-куин, глава придворной школы и воспитатель сына Карла, короля Италии
Пипина, звался Флакком (т. е. Горацием), эпический поэт Ангильберт -- Гомером,
но были там и Веселиил (имя строителя первого Иерусалимского храма), и Иеремия,
а сам Карл принял имя царя Давида, прообраза всех боголюбивых монархов. Следует
отметить, что, несмотря на огромные усилия Карла, вся эта ученость не выходила
за пределы его двора.
25* По мнению современных исследователей, подобная система вопросов и ответов не
только имеет определенный педагогический смысл, но и восходит К древней
североевропейской традиции вопрошания (ср. сказанное Хейзингой выше о Речах
Ваф-труднира и Речах Альвиса).
26* Знаменитый богослов и деятель Церкви XI в. кардинал Петр Дамиани, сын
свинопаса, будучи прекрасно образованным человеком, блестящим проповедником и
полемистом, резко отрицательно относился к любой учености, считая ее опасным
уклонением от истинного благочестия. Он отвергал не только богословские
спекуляции, но даже и грамматику: "Попробуйте просклонять слово "Бог" во
множественном числе, не впадая в ересь!", -- заявлял он.
27* В XII в. во Франции увлечение науками, схоластикой, диспутами становится
достаточно распространенным. Университетов еще не существовало, но были весьма
популярные соборные школы (например, при соборе Парижской Богоматери),
монастырские (например, при аббатстве Сен-Виктор) и множество частных,
организованных известными преподавателями. За обучение в последних вносилась
плата, что расценивалось многими современниками чуть ли не как святотатство, ибо
знание считалось даром Божьим, продавать каковой -- кощунство. Пьер Абеляр был
одним из популярнейших учителей и, судя по всему, человеком огромного самомнения
и весьма неуживчивым. Он учился в Компьене у схоласта Росцелина, поссорился с
ним, перебрался в Париж,

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153